Топ-10 культовых гитарных усилителей combo & head

Понятие о том, что звучит хорошо, является чисто субъективным – все это на индивидуальный вкус слушателя, как и многие другие представления в нашей жизни. Поэтому сразу сделаем оговорку, что один гитарный усилитель сложно назвать лучше другого. Однако, намного проще сделать вывод о том или ином аппарате, в какой мере он является классическим или культовым. В конце концов, у нас было целых 70 лет, чтобы слушать, оценивать звук и решать, какие модели занимают особое место в истории усилителей.

Мы пошли дальше и привели список из десяти культовых гитарных усилителей типа «комбо» и «голова», которые заслужили почетное место в зале славы рок-н-ролла.

VOX AC30 Top Boost

VOX AC30 Top Boost

Инженер Vox Дик Денни создал AC30, когда Хэнк Марвин, гитарист британской The Shadows, пожаловался на то, что его 15-ваттный Vox AC15 нельзя было услышать из-за криков фанатов во время исполнения поп-сенсации Клиффа Ричарда. Vox представил 30-ваттный AC30 в 1958 году, предлагая его в конфигурациях 1x12 и 2x12 и с одним регулятором тембра.

В конце 1960 года усилитель был переработан с тремя, а не с двумя каналами: каждый с двумя входами и с опциональной схемой Top Boost или Brilliance, которая вводила дополнительный каскад усиления и раздельные регуляторы низких и высоких частот. 

Функция Top Boost оказалась достаточно популярной и стала стандартной для AC30 / 6 (так названа из-за шести входов). Его перегруженный выход был зафиксирован в ранних записях «Битлз», а позже он полюбился таким гитаристам, как Брайан Мэй, Том Петти, Питер Бак и The Edge, чей AC64 / 6 1964 года был представлен на каждом альбоме U2.

Fender 5E3 Deluxe

Fender 5E3 Deluxe

Представленный в 1948 году, усилитель получил высокую оценку за динамичный, гармонично насыщенный овердрайв и компрессию. На протяжении многих лет он производился во множестве конфигураций и конструкций, но наиболее желательной моделью является 5E3 Deluxe с узкой панелью, выпускавшийся в твидовом корпусе в 1955–1960 годах.

Ламповая схема работает при более высоких напряжениях, чем в других моделях, и оснащена инвертором фазы и преампом с расщепленной фазой, который добавляет небольшой перерегруз к выходному каскаду.

Две легко перегруженные выходные лампы 6V6 обеспечивают приятный, гармонично насыщенный тон, а ламповый выпрямитель 5Y3 имеет небольшое провисание, необходимое для динамики и чувствительности к звукоизвлечению. Этот священный грааль старинных комбо использовали Нил Янг, Майк Кэмпбелл, Рич Робинсон, Марк Нопфлер, Билли Гиббонс и многие другие. 

Если вы не можете позволить себе оригинал, более доступные репродукции можно приобрести в Victoria, Kendrick и Clark Amplification, а также в Fender Custom Deluxe.

Mesa Boogie Dual Rectifier

Mesa Boogie Dual Rectifier

С самого начала в 1970 году Mesa / Boogie была любима своими небольшими, но мощными усилителями серии Mark; однако в 1989 году компания решила расширить свои интересы на новую аудиторию. Результатом стала серия Rectifier с большими и мощными усилителями Dual и Triple Rectifier. С тех пор Dual Rectifier стал одним из самых популярных рок-усилителей типа «head» на планете.

Разработанный основателем Mesa Рэндаллом Смитом, усилитель использует кремниевые диоды в ограничении усиления, что дает очень характерный оттенок звучания. Усилитель оказался особенно популярным среди металлических и хард-рок групп, таких как Living Color, Metallica, Tool, Korn, Soundgarden и Foo Fighters. В 2009 году Mesa модернизировала Dual с помощью третьего канала чистого звука, благодаря чему почтенная рабочая лошадка стала более универсальной, чем когда-либо.

Marshall JCM800

Marshall JCM800

Названный так с использованием номерного знака автомобиля Джима Маршалла, усилитель дебютировал в 1981 году. Благодаря новой функции «Master volume», JCM800 допускал кранчевый и обжигающий дисторшн на низких выходных уровнях, что делает его предпочтительным усилителем для кучи хард-роковых и металл исполнителей, в том числе Slayer's Kerry King и Jeff Hanneman и Slash of Guns N 'Roses. 

Популярность JCM800 продолжалась и после 80-х годов, став фаворитом Яна Маккея из Fugazi и Тома Морелло из Rage Against the Machine.

Marshall 1959 Super Lead 100 Watt Plexi

Marshall 1959 Super Lead 100 Watt Plexi

В исполнении Джими Хендрикса, Эрика Клэптона и Пита Тауншенда - среди бесчисленных других новаторов в области электрогитары - Super Lead 1959 года помог сформировать рок-н-ролл, каким мы его знаем. 

Появившийся в 1965 году (1959 год не имеет ничего общего с годом выпуска), усилитель включал четыре входа, два канала, мощность 100 Вт для оглушительного звука и лицевую панель из плексигласа (отсюда и название «Plexi»). В сочетании с акустическими кабинетами 4x12, Super Lead 1959 года способствовал популяризации стека Marshall.

Именно эти аппараты стояли за спиной Джими Хендрикса в Вудстоке, что с  тех пор высоко ценилось среди рок-гитаристов всех мастей.

Roland JC-120

Roland JC-120

Вы редко встретите усилитель на полупроводниковых элементах с самым популярным чистым звуком в роке и такой известностью, как Roland JC-120. Аппарат был представлен в 1975 году, предлагая чистый звук JC Clean с мощностью 120 Вт и встроенным эффектом Dimensional Space Chorus, который звучит в акустическом проигрыше Metallica “Master Of Puppets”. 

JC-120 оснащен двумя 12-дюймовыми динамиками и двумя усилителями мощности, которые обеспечивают полный потенциал для потрясающе чистого звука. В результате усилитель стал фаворитом среди таких гитаристов, как Энди Саммерс, Роберт Смит, Джонни Марр, Джефф «Скунс» Бакстер и многие другие.

Peavey 5150

Peavey 5150

Это самый известный усилитель, выпущенный под именем Peavey, 5150 является результатом сотрудничества между Peavey и Eddie Van Halen. Дебютировав в 1992 году, 120-ваттная, полностью ламповая, двухканальная «голова» оснащалась обжигающим каналом lead, что открыло новую волну хай-гейновых гитар с высоким уровнем усиления в начале 90-х. 

С тех пор как Ван Хален и Пиви расстались в 2004 году, название модели было изменено на Peavey 6505 и стало признанным стандартом для современных металлических групп, таких как Chimaira, August Burns Red, All That Remains и других.

Fender Twin Reverb

Fender Twin Reverb

Для большей конкретности мы говорим о Twin Reverbs, сделанных между 1965 и 1967 годами. На протяжении десятилетий эти востребованные гитарные легенды появлялись в ригах бесчисленных гитаристов, в том числе Стиви Рэй Воэна, Стива Хоу, Джонни Марра, Джека Уайта. 

Fender Twin Reverb считается стандартной моделью для исполнителей, ищущих чистый звук, который особенно известен качеством встроенной пружинной реверберации.

Джеймс Бертон, другой известный пользователь Twin, сказал: «Если вы можете подключить свою гитару к усилителю и сделать так, чтобы она звучала хорошо – это действительно дорого стоит. Мне нравится через него играть, особенно когда я путешествую. В нем есть все прелести и функционал для живой игры. Когда я путешествую по городам, я использую небольшую цифровую задержку и немного хоруса. Мне просто нравится звук гитары и игра через Twin Reverb. Полагаю, мои слушатели могут по достоинству оценить и понять такое звучание».

Конечно, поклонники Fender отметят, что в 1965 году компания была продана холдингу CBS. С точки зрения гитары, это считается поворотным моментом не в самом лучшем смысле. Однако продажи, похоже, не повлияли на усилители компании. Фактически, Fender делает переиздание Twin Reverb 1965 года сегодня.

Fender Bassman

Fender Bassman

Список музыкантов, которые влюблены в свои винтажные усилители Fender Bassman – особенно в твидовый 4x10, созданный между 1957 и 1960 годами, – в значительной степени бесконечен: Эрик Клэптон, Бадди Гай, Майк Кэмпбелл, Майк Блумфилд, Джимми Воан, Джон Фогерти, Джош Хомм, Брайан Сетцер и многие другие.

И это только верхушка айсберга. Поскольку многие профессиональные аналитики музыкальной индустрии объявили усилители Fifties 4 × 10 Bassman лучшими из когда-либо существовавших.

Fender представил Bassman в 1952 году, и, как следует из его названия, он был предназначен для басистов. Однако предприимчивые и скучающие гитаристы вскоре заметили магический эффект, который усилитель оказал на их гитарные гармоники. Fender принял это к сведению и прекратил выставлять счет усилителю как модели только для баса.

Как пишет Том Уилер: «Он мощный, громкий и чувствительный к звукоизвлечению. Звучит великолепно, прекрасно реагирует по всему частотному спектру. Он демонстрирует сверкающий, гармонично насыщенный тон на низких и средних частотах.

На большом уровне громкости звук становится гуще со сладким искажением, которое становится тем более жирным, чем сильнее перегружается выходной каскад. Это особенно хорошо подходит для некоторых популярных гитар, особенно Stratocaster».

Hiwatt DR103

Hiwatt DR103

Несомненно, Marshall и Vox внесли свой вклад в звучание британского рока 60-70 годов. Но давайте не будем забывать о мощном Hiwatt DR103. Хотя он часто ассоциируется с Who's Pete Townshend (который проверял их прочность на каждом концерте), усилитель был фаворитом Дэвида Гилмора из Pink Floyd, не говоря уже о Moody Blues, The Stones и других. Хотя DR103 выглядит немного как Marshall, он определенно имеет характерные отличия. Это было результатом совершенно другого дизайна.

Цитируя супер-полезный legendarytones.com , «Hiwatt DR103 заметно громче и при необходимости может работать намного чище, чем 100-ваттные Marshalls, и у них также есть огромный запас мощности. Игра через Hiwatt на большой громкости - это полезный опыт».

Сайт добавляет: «Конструкция Hiwatt DR103 основана на использовании четырех выходных ламп EL-34 и четырех ламп 12AX7 предварительного каскада. Трансформаторы настроены так, что усилитель может использоваться с различным напряжением питания по всему миру, а сопротивление динамиков может также устанавливаться на 4, 8 или 16 Ом с двумя параллельными выходами динамиков».

Damian Fanelli 4093 6 мая 2020 года
Рейтинг: 4.2/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи