Отличие акустического кабеля от инструментального

Каким образом физические свойства разных проводов могут взаимодействовать с электрической схемой, и почему их не следует путать.

Не все кабели одинаковые по качеству. Существуют физические факторы, влияющие на звуковые характеристики, которые можно измерить и количественно оценить. Следует учитывать, что в индустрии Hi-Fi многое переходит в сферу маркетинга и предубеждённости. Здесь есть специфические термины: бескислородная медь, содержание серебра, направленность, скин-эффект на высоких частотах, диэлектрическое смещение (фазовые искажения) – все они широко обсуждаются в аудиофильских журналах и могут иметь научное обоснование. Идея маркетологов состоит в том, чтобы заставить клиента думать о наилучшем варианте из представленных.

Акустический кабель со штеккерами типа «Банан»

Акустический кабель для колонок

Провода, предназначенные для подключения акустических систем к усилителю, сильно отличаются от инструментальных кабелей, используемых для соединения электромузыкальных инструментов к педалям эффектов и комбоусилителям. Акустический провод по конструкции намного проще, он состоит из двух параллельных жил толстого медного провода в отдельной изоляции. Ключевые требования: материал проводника, низкое сопротивление и длина провода. Проводник внутри изоляции может быть круглым, плоским и витым. Также следует учитывать мощность подаваемого сигнала и самой акустики: чем выше мощность (Вт), тем толще должны быть провода.

По конструкции проводника существует четыре вида акустического кабеля:

  • одножильные;
  • многожильные (пучкообразные, симметричные и несимметричные, концентрические, параллельные и веревочные);
  • витая пара (с разными типами экрана или вовсе без него);
  • коаксиальные (с высоким сопротивлением к внешним помехам).
Распайка симметричного и несимметричного провода с разными штеккерами

В гитарном комбике провод, соединяющий динамик и схему оконечника, может быть очень коротким, поэтому требования к нему намного проще, чем для стереосистемы. В усилителях Fender 60-ых годов использовали тот же самый тканевый провод, через который подавалось переменное напряжение на блок питания. Конечно, в бутиковых гитарных комбиках можно увидеть более модный акустический кабель. Но это связано, скорее, с психологией маркетинга, нежели с технической необходимостью.

Инструментальный кабель для электрогитары

Это коаксиальный кабель, что означает наличие изолированного центрального провода, передающего сигнал, заключенного во внешний экранирующий слой.

Экранирующая рубашка используется для защиты сигнального провода от электромагнитных помех, источником которых могут быть компьютерные мониторы, сотовая связь, флуоресцентный свет, сеть переменного тока 50 Гц. Обычно, положительный сигнал идёт по сигнальной жиле, а отрицательный – через экран.  

Экранированный кабель может быть восприимчив к проникновению помех, на этот фактор прямым образом влияет длина шнура. Поэтому оптимальная длина гитарного провода составляет 3 метра. Лучше всего проверять инструментальный кабель прямо в магазине: можно согнуть и шлёпнуть им об пол. При подключённом инструменте не должно появляться никаких тресков и постороннего шума.

Толщина сигнального провода здесь не играет особой роли, поскольку уровень сигнала пассивного звукоснимателя невелик: средний уровень хамбакера 500-700 мВ, сингла – 300 мВ. Выходной уровень усилителя, напротив, огромен: поэтому провода должны выдерживать такую мощность.

Инструментальный кабель с угловыми и прямыми штеккерами типа Jack 6,3

Ёмкость провода также сказывается на яркости и тоне гитарного звука. Учитывая конструкцию инструментальных кабелей с изоляционным слоем, разделяющим сигнальный провод и оплетку, коаксиальный кабель, по сути, представляет собой трубчатый конденсатор. Длинные провода имеют большую ёмкость, что приводит к более мутному и глухому звучанию. По идее, чем короче провод, тем меньше спад по высоким частотам. Средняя ёмкость инструментального кабеля обычно составляет от 50 до 150 пФ на метр. Это соответствует ёмкости плёночного конденсатора в схеме эквалайзера, отвечающего за яркость звука (Brightness). Соответственно, четыре метра кабеля по 50 пФ на метр будут иметь суммарную ёмкость в 200 пФ.

Известный производитель гитарных датчиков Билл Лоуренс заметил, что использование кабеля ёмкостью 300 пФ со Stratocaster приводит к резонансному пику на частоте 6 кГц. Джими Хендрикс любил использовать вьющиеся кабели, которые имели ёмкость около 2400 пФ, что смещало резонансную частоту ближе к 2 кГц. Это давало подъём в области средних частот.

Другими словами, для синглов с их характерным стеклом можно использовать кабели большей ёмкости, а для матовых и жирных хамбакеров желательно покупать кабель меньшей ёмкости.

02-11-2023 Huw Price 3441

Рейтинг: 3.8/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи