Компрессия - один из наиболее часто используемых, но наименее понятных эффектов в музыке. Давайте разберём основные моменты этого деликатного инструмента. Слабое влияние на звук – это вовсе не аргумент против необходимости компрессора для разных стилей игры и жанров музыки.
Гитарные усилители, в особенности ламповые, и педали перегруза сами по себе сжимают динамический диапазон электрогитары, но это не является их основной функцией. А компрессор изменяет динамику сигнала, оставляя неизменными баланс частот, гармонический состав и уровни искажений.
Говоря простыми словами, компрессор представляет собой автоматический регулятор громкости, который понижает входной сигнал при повышении заранее заданного порогового уровня, и сбрасывается в случае падения сигнала ниже этого порога.
Основные параметры компрессии:
- Attack – скорость реагирования на повышение сигнала;
- Threshold — порог срабатывания эффекта;
- Release – время восстановления чувствительности эффекта;
- Ratio — соотношение входного сигнала к выходному.
Студийные компрессоры
Студийное сжатие обычно применяется после усиления педалями. Аппаратные и программные компрессоры студийного типа не только обладают большей прозрачностью звука, но и имеют более сложные настройки. Программное сжатие доступно каждому музыканту, на компьютере которого установлена DAW со встроенными плагинами. Напольные педали компрессии всегда имели ограниченное число регулировок: скорость атаки (Attack), порог срабатывания (Compression) и время восстановления (Sustain). Студийные варианты имеют более деликатные настройки для улучшения читаемости в миксе и улучшения детализации гитары. Плавно сжимая динамический диапазон, компрессия придавливает громкие моменты и поднимает тихие – это делает гитарный трек более ровным по уровню громкости.
В студии отклик компрессора может быть адаптирован к конкретным частотным полосам – данный подход применяется уже на стадии микширования.
Музыкальные примеры
Низкий порог срабатывания и быстрая атака может полностью устранить пик в начале ноты или аккорда. Классические примеры этого типа сжатия включают Джеффа Бакстера со Steely Dan и ранние записи Марка Нопфлера. В соло Дэвида Гилмора “Another Brick In The Wall” (Part Two) этот подход доведён до крайности.
Для того чтобы получить больше сустейна, необходимо сжать входной сигнал, установив быстрое время атаки и длинное время восстановления, например (250 мс). В зависимости от того, какой сустейн вам необходим, вы можете использовать Ratio от 4:1 и выше.
Следует заметить, что звукосниматели с одинарной катушкой (синглы) имеют более быстрый и динамичный отклик, нежели менее шумящие хамбакеры.
Фанковые партии Нила Роджерса, Принца и Кори Вонга были бы немыслимы без разумно примененной компрессии, добавляющей яркую атаку и выделение гитары на переднем плане микса. Исполнители фанка часто чередуют аккордовую игру и отдельные ноты, но в обоих случаях необходимо поддерживать довольно ровный уровень громкости.
До перегруза или после?
Актуальным вопросом для гитаристов является положение компрессора в цепи эффектов. Абсолютного правила здесь не существует. Если вам нужно поднять уровень соло-партии, то лучше подключить компрессор до овердрайва, фузза или бустера. Это гарантирует больше сустейна, нежели может выдать одна педаль дисторшна.