Директ-бокс: функции и принцип работы

Схема подключения директ-бокса

Если вы когда-либо играли на сцене или студии, скорее всего, звукорежиссер любезно попросил провод прямо с гитары или баса. Существует масса причин, по которым прокладка инструментального кабеля длиной 20 метров вовсе нецелесообразна. Для этого и нужен Direct Inject Box.

 

Что такое прямое включение (Direct Input)

Директ-бокс преобразует высокоомный сигнал вашей гитары в низкоомный сбалансированный, который выводится через разъем Canon XLR и лучше передается по длинным проводам непосредственно в микшерский пульт или цифровой интерфейс.

Сигнал электрогитары с пассивными звукоснимателями имеет высокое выходное сопротивление. Чем выше выходной импеданс, тем с большим сопротивлением протекает ток. Золотое правило: низкий выходной и высокий входной импеданс – хорошо, высокий выходной и низкий входной импеданс - плохо. Проблемы высокого импеданса:

  • проблематично подключаться к низкоомному микрофонному входу, что приводит к серьезным потерям. Выходной и входной импеданс вместе образуют так называемый «делитель напряжения».
  • сигнал чувствителен к внешним помехам и затуханию на высоких частотах. Это в особенности касается длинных инструментальных проводов.

Пассивные звукосниматели имеют очень высокое выходное сопротивление (impedance). Пьезодатчики в этом отношении ещё хуже. Поэтому оптимальная длина гитарного провода составляет 3-5 метров. Гитарные педали, комбики и усилители имеют высокое входное сопротивление: 1 Мом является общепринятым стандартом. Активные датчики подразумевают встроенный предварительный усилитель внутри корпуса гитары и имеют низкий выходной импеданс.

Преимущества балансного сигнала

Функциональная схема директ-бокса

В инструментальном кабеле центральная жила заключена в экранирующую оплетку – общей шиной датчиков и потенциометров. Хорошо экранированный кабель снижает уровень помех, но не предотвращает всех проблем. Достоверно замечено, что дешевые кабели могут иметь сопротивление вдвое больше, чем дорогостоящие. Для трехметрового провода среднее значение составляет 2 Ома.

Сбалансированный сигнал имеет два проводника (плюсовой и минусовой – cold and hot), которые служат для замыкания электрической цепи и взаимного вычитания помех. Принцип действия такой же, как в датчике типа «хамбакер». Приемное устройство усиливает разницу (difference) между прямым и инверсным сигналом. Отсюда и синоним – дифференциальный сигнал. Это дает дополнительную амплитуду в 6 дБ, увеличивая отношение сигнал/шум. Выходной импеданс ди-бокса составляет, как правило, около 600 Ом. Балансные провода гораздо меньше подвержены наводкам и уровень шума остается неизменным на обоих штекерах 20-метрового провода.

Гальваническая развязка

Шумы контура заземления

Это важно для гитариста при выступлении на сцене с сотней метров аудиокабелей, линий электропередач 220 В и осветительными приборами. Лучше изолировать себя от этих джунглей по очевидным правилам безопасности. Гальваническая развязка через трансформатор в большинстве случаев предотвратит любой серьезный пробой через общий провод электрооборудования, когда любой постоянный ток полностью обрывается. Это огромное преимущество трансформаторных ди-боксов перед транзисторными.   

Общие шины передающего и приемного устройства обычно соединяются напрямую. Некоторые приборы могут иметь плохо заземленную схему, что вызывает возрастание сопротивления с увеличением протяженности проводов. Такой контур заземления может спровоцировать ужасный шум и гул. Переключатель “Ground lift” разрывает общую шину между устройствами. Отсутствие замкнутой цепи предотвращает возникновение шума, что можно сделать только в сбалансированной схеме.

Активный DI несколько усиливает сигнал для достижения еще лучшего соотношения сигнал/шум. Содержит дополнительные опции: переключатель фазы, ВЧ-фильтр, выход на футсвич для отключения звука (mute). Источником питания может служить батарея, либо стабилизированный адаптер. Некоторые приборы имеют опцию использования фантомного питания от микшерского пульта, что очень удобно при работе на сцене и студии.

Alex Mashnev 446 30 декабря 2019 года
Рейтинг: 3.5/5 - 2 голосов

Другие интересные статьи


Усилитель по схеме Манакова EL34/6П3С

Усилитель по схеме Манакова EL34/6П3С

Описание широко известной схемы двухтакта Манакова с триодным включением выходных ламп. Стабилизатор в БП на полевом транзисторе и настройка смещения. Схема довольно проста и при внимательной сборке работает сразу без танцев с бубном. Этот Push-Pull выдает насыщенный и прозрачный звук с замечательными низами.

Read More

Регулировка анкера гитары

Регулировка анкера гитары

Анкерный стержень нужен для регулировки изгиба грифа, который не способен в одиночку справиться с такой нагрузкой. Он необходим для увеличения жесткости всей конструкции грифа и препятствий к деформации. Как отрегулировать прогиб грифа акустической и электрогитары при помощи анкера. Полезные советы по настройке анкера.

Read More

Запись и микширование акустической гитары

Запись и микширование акустической гитары

Бывают такие моменты в звукозаписи, когда акустическая гитара прекрасно звучит в сольных партиях с вокалом, но теряется в миксе полноценных песен с группой и множеством других инструментов. Многие музыканты пытаются сделать более читаемым звучание акустической гитары в своих домашних студиях, не прибегая к услугам профессиональных звукоинженеров.

Read More