Директ-бокс: функции и принцип работы

Схема подключения директ-бокса

Если вы когда-либо играли на сцене или студии, скорее всего, звукорежиссер любезно попросил провод прямо с гитары или баса. Существует масса причин, по которым прокладка инструментального кабеля длиной 20 метров вовсе нецелесообразна. Для этого и нужен Direct Inject Box.

 

Что такое прямое включение (Direct Input)

Директ-бокс преобразует высокоомный сигнал вашей гитары в низкоомный сбалансированный, который выводится через разъем Canon XLR и лучше передается по длинным проводам непосредственно в микшерский пульт или цифровой интерфейс.

Сигнал электрогитары с пассивными звукоснимателями имеет высокое выходное сопротивление. Чем выше выходной импеданс, тем с большим сопротивлением протекает ток. Золотое правило: низкий выходной и высокий входной импеданс – хорошо, высокий выходной и низкий входной импеданс - плохо. Проблемы высокого импеданса:

  • проблематично подключаться к низкоомному микрофонному входу, что приводит к серьезным потерям. Выходной и входной импеданс вместе образуют так называемый «делитель напряжения».
  • сигнал чувствителен к внешним помехам и затуханию на высоких частотах. Это в особенности касается длинных инструментальных проводов.

Пассивные звукосниматели имеют очень высокое выходное сопротивление (impedance). Пьезодатчики в этом отношении ещё хуже. Поэтому оптимальная длина гитарного провода составляет 3-5 метров. Гитарные педали, комбики и усилители имеют высокое входное сопротивление: 1 Мом является общепринятым стандартом. Активные датчики подразумевают встроенный предварительный усилитель внутри корпуса гитары и имеют низкий выходной импеданс.

Преимущества балансного сигнала

Функциональная схема директ-бокса

В инструментальном кабеле центральная жила заключена в экранирующую оплетку – общей шиной датчиков и потенциометров. Хорошо экранированный кабель снижает уровень помех, но не предотвращает всех проблем. Достоверно замечено, что дешевые кабели могут иметь сопротивление вдвое больше, чем дорогостоящие. Для трехметрового провода среднее значение составляет 2 Ома.

Сбалансированный сигнал имеет два проводника (плюсовой и минусовой – cold and hot), которые служат для замыкания электрической цепи и взаимного вычитания помех. Принцип действия такой же, как в датчике типа «хамбакер». Приемное устройство усиливает разницу (difference) между прямым и инверсным сигналом. Отсюда и синоним – дифференциальный сигнал. Это дает дополнительную амплитуду в 6 дБ, увеличивая отношение сигнал/шум. Выходной импеданс ди-бокса составляет, как правило, около 600 Ом. Балансные провода гораздо меньше подвержены наводкам и уровень шума остается неизменным на обоих штекерах 20-метрового провода.

Гальваническая развязка

Шумы контура заземления

Это важно для гитариста при выступлении на сцене с сотней метров аудиокабелей, линий электропередач 220 В и осветительными приборами. Лучше изолировать себя от этих джунглей по очевидным правилам безопасности. Гальваническая развязка через трансформатор в большинстве случаев предотвратит любой серьезный пробой через общий провод электрооборудования, когда любой постоянный ток полностью обрывается. Это огромное преимущество трансформаторных ди-боксов перед транзисторными.   

Общие шины передающего и приемного устройства обычно соединяются напрямую. Некоторые приборы могут иметь плохо заземленную схему, что вызывает возрастание сопротивления с увеличением протяженности проводов. Такой контур заземления может спровоцировать ужасный шум и гул. Переключатель “Ground lift” разрывает общую шину между устройствами. Отсутствие замкнутой цепи предотвращает возникновение шума, что можно сделать только в сбалансированной схеме.

Активный DI несколько усиливает сигнал для достижения еще лучшего соотношения сигнал/шум. Содержит дополнительные опции: переключатель фазы, ВЧ-фильтр, выход на футсвич для отключения звука (mute). Источником питания может служить батарея, либо стабилизированный адаптер. Некоторые приборы имеют опцию использования фантомного питания от микшерского пульта, что очень удобно при работе на сцене и студии.

Alex Mashnev 2517 30 декабря 2019 года
Рейтинг: 4/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи


Топ-12 транзисторных комбо

Топ-12 транзисторных комбо

Лучшие комбо для электрогитары по версии Джоша Гарднера из журнала Guitar.com от 8 мая 2019 года. Великолепный гитарный звук не обязательно подразумевает наличие электровакуумных приборов в электронной схеме. Ныне звуковой прибор может замечательно звучать даже без «стекляшек» внутри, не только в жилой комнате, но и на сцене.

Read More

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» – именно такое словосочетание было написано красными буквами на жёлтом наполовину оборванном листке внутри 12-струнной любопытной гитары. Она досталась мне в далёком 2000 году и была сильно потрёпана временем: треснутая верхняя дека, отсутствие двух колков и т.п.

Read More

Запись электрогитары с комбика через микрофон

Запись электрогитары с комбика через микрофон

Это довольно редкий и сложный способ записи в наши дни, когда большинство музыкантов записываются через процессоры и моделирующие устройства, подключая их напрямую в аудиоинтерфейс или микшерный пульт. Рассмотрим три основных типа микрофонов, их особенности и влияние на звук, а также позиционирование микрофона относительно динамика.

Read More