Далеко не все гитарные маэстро взошли на подиум славы рок-н-ролла с именитыми брендовыми инструментами. Здесь приводятся пять известных гитаристов, которые сделали свою музыкальную карьеру с инструментами кустарного или мелкосерийного производства. Ведь действительно, для создания рок-шедевра музыканту совсем не обязательно иметь дорогой брендовый инструмент. Гитара – это всего лишь средство передачи музыкальных идей. Искусство создаёт художник, а не инструмент. Как говорится в одной поговорке: «Не имей Амати, а умей лабати».
"Fernandes S-type" Билли Джо Армстронга
В конце 1970-х - начале 80-х Fernandes выпускал довольно качественные гитары. Хвалу винтажным копиям Fernandes Strat воспевал Кирк Хэмметт: он использовал подобный инструмент в туре "Ride The Lightning". Однако, самая известная копия Fernandes Strat принадлежит Билли Джо Армстронгу, который получил гитару в подарок на своё 11-летие. Его мама купила её у гитарного учителя Джорджа Коула, который сильно повлиял на становление Билли как музыканта. При Армстронге эта гитара Blue претерпела несколько изменений: вместо бриджевого звукоснимателя Bill Lawrence был поставлен Seymour Duncan JB. Причем способ его установки был весьма необычным: под углом, как у Frankenstrat Эдди Ван Халена. С головки грифа был удалён фирменный логотип. В более поздние годы Fender Custom Shop изготовили несколько копий Blue для концертных выступлений. В последние годы Армстронг пристрастился к Gibson Les Paul Juniors, однако трехаккордовая манера его игры на своей Blue повлияла на панк-роковый мейнстрим 90-ых годов.
"Electra Flying Wedge 2236" Джеймса Хетфилда
В начале своей музыкальной карьеры Джеймс Хетфилд купил гитару за 200 долларов под видом подлинного Gibson Flying V. Как выяснилось, это была модель Electra Flying Wedge Model 2236 с пластинкой Gibson на головке грифа, закрывающей анкерный болт. Хетфилд несомненно знал, что это искусная реплика фирменного инструмента, ведь за такую малую цену нельзя было приобрести оригинал. Компания Electra производила копии Flying V с 1974 по начало 1980-ых годов. Перед доставкой Джеймсу на гитаре сменили оригинальные звукосниматели на Seymour Duncan, а первоначальный бордовый цвет был закрашен белым нитроцеллюлозным лаком. Поверхность гитары была покрыта многочисленными коцками, а также некоторыми индивидуальными гравюрами самого Хэтфилда, включая средний палец на задней стенке, череп и скрещенные кости на головке грифа и культовую надпись «Fuck It» на передней панели.
Гитара использовалась Джеймсом на записи дебютного альбома "Kill 'Em All" и последующих концертах. Вот что говорит гитарный техник Джеймса Чад Заемиш: «Эта гитара приобрела своё характерное звучание на протяжении нескольких лет игры, как и многие другие инструменты. Но она все ещё вполне играбельна, несмотря на удовлетворительную способность колков держать строй. Джеймс использовал эту гитару на записи альбома "Hardwired…To Self-Destruct" и я знаю, что она также прозвучит на следующей студийной записи. Она остаётся в студии, где ей и место».
"Airline JB Hutto 1964" Джека Уайта
За годы работы Джека Уайта в группе "The White Stripes" он стал широко известен тем, что использовал дешевые гитары малоизвестных производителей, таких как Kay Archtop и Crestwood Astral II, но его самой известной моделью стала гитара Airline. С 1962 по 1967 годы компания Airline производила гитары Res-O-Glas, которые представляли собой полые корпуса из стекловолокна с кленовой проставкой по центру для крепления звукоснимателей и бриджа. Airline производила собственные звукосниматели для электрогитары, с виду похожие на хамбакер, однако под крышками они представляют собой одиночные катушки. Джек Уайт до сих пор играет на этих сингловых датчиках без всяких экспериментов.
По мере того, как The White Stripes набирали популярность, многие старые гитары Res-O-Glas были раскуплены, и сейчас их сложно найти. Компания Eastwood Guitars возобновила в начале 2000-ых производство этих инструментов из красного дерева, а не из стекловолокна, а это сводит на нет все то, что делало звучание этих гитар уникальным.
"Red Special" Брайана Мэя
Брайан Мэй построил свой Red Special вместе со своим отцом в течение двух лет к 1965 году, и с тех пор инструмент-самопал является его постоянным спутником на всех концертах и в студии. Звукосниматели были взяты от гитары "Burns Tri-Sonics", только магнит в средней позиции был перевёрнут с целью изменения полярности. Перед этим решением Брайн намотал свой звукосниматель, но его звучание категорически не понравилось. Бридж и вибрато-машина были изготовлены на заказ из алюминия и мотоциклетных пружин. Инкрустация на грифе выполнена в виде точек из пуговиц. За основу грифа был взята доска из красного дерева, которая лет 200 служила каминной полкой в доме старого друга семьи Мэев. Это единственная деревяшка в гитаре Red Special, которую с натяжкой можно считать «гитарным» деревом. Накладка грифа сделана из дуба - очень необычное решение. Корпус из дуба в центральной части со шпоном из махогани сверху и снизу на самом деле полупустой. Мэй изначально хотел сделать гитару полуакустической, чтобы гитара "заводилась" от усилителя и позволяла играть с обратной связью, как это делал Джефф Бек. Но в процессе изготовления отец и сын отказались от этой идеи.
Мэй использовал Red Special почти во всех культовых записях и концертах Queen. Когда ему говорят о замене основного инструмента на брендовый, он говорит следующее: «Я думал о гастролях без этой гитары, но это было бы похоже на отсутствие части меня». Этот инструмент может не подходить для данной статьи, поскольку это не дешёвая копия небрендового производителя, а полностью самодельная гитара.
"Hohner Mad Cat" Принца
На протяжении многих лет Принс использовал несколько уникальных гитар, но его фаворитом всегда была Hohner Mad Cat - реплика на японский Telecaster приличного качества. Было произведено около 500 штук подобных гитар прежде остановки по причине юридической угрозы со стороны Fender. Принс заявил в интервью, что купил гитару за 30 долларов на заправке. Альтернативная история же гласит, что гитара была куплена в магазине Лангранжа в штате Иллинойс на остановке в туре 1983 года. Сейчас подобные коллекционные инструменты с надписью Hohner на головке грифа стоят от 20 тысяч долларов.
Принц выступал с гитарой Mad Cat в Зале славы рок-н-ролла в 2004 году, где исполнял соло в песне "While My Guitar Gently Weeps". После исполнения соло Принц бросил гитару своему технику Такуми Суэцугу, который передал её Опре Уинфри, сидевшей в первом ряду.