Самодельные электрогитары были весьма распространенным явлением на территории СССР. Этот рукодельный запал продолжался и в 90-ые годы, когда западная рыночная экономика ещё не успела наводнить нашу родину товарами народного потребления всех цветов и размеров, и музыкальными инструментами в том числе.
Моё детство пришлось на 90-ые, а юность – на нулевые годы XXI века. Поскольку я собирал всю доступную информацию о гитарах и примочках, то достал из давно забытого источника статью Турахина в журнале «Юный техник» 1988 года. В ней есть просто эпичные слова:
«Электрогитара-доска, сделанная из цельной деревянной заготовки, даёт ровный холодный звук, без естественной тембровой окраски, который также трудно оживить».
Эх, тяжёлое наследие изолированной социальной системы и информационный вакуум! Такие умельцы вводили в заблуждение неокрепшие головы юных пацанов, решивших выстругать себе Les Paul. С другой стороны, сейчас глупо критиковать эти редкие «ноу-хау» в тогдашней периодике.
Реставрация электрогитары своими руками
Чёрная лирообразная электрогитара тоже досталась мне от брата школьного товарища, как и «Reghin Romania». Такая же убитая, с одной струной, болтавшимися датчиками и колками советской ленинградки, абсолютно не пригодными для стабильного строя. На месте выходного разъёма зияла чёрная дырка. Крепившие фальшпанель шурупы какой-то нехороший человек выкрутил, да по-пьяни забыл прикрутить обратно. Может быть, эту гитару разбирали или собирали во время военных действий или стихийного бедствия. А может быть, этот человек был самым обычным похуистом. Но других причин объяснить эту безалаберность вовсе не находится.
Николай Иваныч Никифоров, преподававший классическую гитару в детском клубе "Мечтатель", подсказал одну чумовую идею – запаять предварительный усилитель в корпусе электрогитары:
«У каждой электрогитары должен был внутри предварительный усилитель для более мощного выходного сигнала и уменьшения помех», - говорил он.
Активная электроника для слабеньких звукоснимателей "Магнетон" сейчас кажется абсурдом. Я недавно нашёл источник, откуда эта идея начала хождение в народ – статья из журнала «Моделист-конструктор» 1971 года. Она содержит ещё пару очумелых предложений, чего только стоит совет сделать корпус из ДВП…
Учитывая полное профанство и отсутствие представлений, какой именно нужен преамп для электрогитары, я отправился в радиомагазин омского Торгового центра. Увидел на витрине ценники с надписями «Предварительный усилитель» на такой-то микросхеме. Узнал от продавца, что это схемы для звуковоспроизведения, используемые в магнитофонах и магнитолах. Немного посомневавшись, купил микросхему стерео-преампа для автомагнитолы. Илья Грачёв вытравил мне печатную плату и запаял номиналы, поскольку на тот момент в принципиальной схеме я ещё не ориентировался (дисторшн Турахина стал вторым по счёту девайсом, схему которого я досконально изучил и даже запаял номиналы).
Поместив всё это творчество внутри электрогитары, я услышал фузз Джими Хендрикса! Не фирменный, а страшно жужжащий, фонящий, звенящий и смердящий «terrible fuzz». И это неудивительно, потому что сигнал с магнитной головки автомагнитолы в разы меньше выходного сигнала советского гитарного датчика. Жару задавало ещё полное отсутствие металлического корпуса для преампа или внутренней экранировки электрогитары.
Замена звукоснимателей на электрогитаре
Синглы ленинградского ПО МАГНЕТОН «ЗЭ-60» пришлось заменить на более играбельные такие же датчики. Они ставились на советские электрички «Элгава», «Алгина» и «Родены», а также продавались с креплением для розетки акустических инструментов. Гитаре явно пришлось пережить тропическое путешествие или пивную ванну: старые датчики покрылись изнутри ржавчиной, а на одном из них концы магнитопровода были вырваны с корнем. Оставшийся в живых второй собрат издавал весьма хилые и тусклые звуки умирающего лебедя. В общем, оба ржавых друга с лёгкостью были отправлены в мусорку. А два новых блестящих звукоснимателя были аккуратно инсталлированы в фальшпанель посредством нехитрых токарных операций. Впервые пришлось иметь дело с электроникой – перепайкой пассивного темброблока, который также представлял собой печальное зрелище.
Старые уставшие колки тоже отправились в мусорку, а на их место инсталлировались купленные в «Музыкальном арсенале» новенькие колки намного приличнее совковых ленинградских.
Струнодержатель полностью скопировали с чертежей журнала «Моделист-конструктор». Я немного поработал над высотой нижнего порожка и провёл к нему экранирующий провод. В целом такая конструкция «вала» очень неудобна для практического использования. Менять струны с такой машиной куда более геморройнее, чем с «Floyd Rose». Когда струна продевается сквозь вал, она уходит внутрь корпуса, откуда её очень трудно достать даже с помощью тонкого пинцета. Мне приходилось откручивать шурупы, вытаскивать машинку из ниши, продевать все струны и вновь ставить её на место. Но это эволюция современного варианта «качалки». Автору вздумалось реализовать популярную «Bigsby» не на верхней деке, а во внутренней полости, не подумав о юзабилити для музыканта.