Самодельная электрогитара «Чёрная лира»

Самодельная электрогитара «Черная лира»

Самодельные электрогитары были весьма распространенным явлением на территории СССР. Этот рукодельный запал продолжался и в 90-ые годы, когда западная рыночная экономика ещё не успела наводнить нашу родину товарами народного потребления всех цветов и размеров, и музыкальными инструментами в том числе.

В наши дни handmade приобрел уже другую функцию. Если в советское время рукоделие процветало из-за голых полок в продовольственных магазинах, и некоторые потребительские товары можно было достать только по блату. Сейчас же предметы, сделанные своими руками, ценятся из-за тотального засилья товаров серийного производства. Наверное, не осталось уже такой сферы деятельности, где бы не был зарегистрирован ИП, товарный знак или группа VK. Не избежала этой участи и хобби-сфера, которая тоже или частично, или полностью коммерциализирована.  А чего грешить на советскую эпоху? Всё необходимое у людей было: право на жильё, образование, работу, медицину, отдых. На всё остальное деньги выделялись по остаточному принципу. А сейчас мишуры много, а толку от этого никакого.

Люди стремятся к автоматизации во всех сферах жизнедеятельности: в быту, на работе и отдыхе. Машины и всевозможные устройства всё больше выполняют рутинную ежедневную работу. Но что удивительно, в этой механизации людям как воздух становится необходима связь с рукодельными вещами, что служит напоминанием о наших корнях. Ведь в древние времена человек сам создавал себе интерьер, одежду, орудия труда и предметы быта. Дабы окончательно не потерять свою идентичность, отдавая на откуп машинам изготовление почти всех вещей, человек оставил себе маленький островок первобытности.

Одни ощущают эту искусственную технологию и стремятся носить какую-нибудь рукодельную безделушку, или отцовский ремень 70-ых годов. Другие в силу своей потребительской склонности и страсти к постоянному бесцельному обновлению вещей – не замечают за собой таких порывов. Потому что реклама и общественное мнение слишком сильно довлеют над их выхолощенными головами. Можно и радоваться и грустить по этому поводу одновременно.

Вернёмся к нашей теме, дабы не углубиться в философский трактат. Моё детство пришлось на 90-ые, а юность – на нулевые годы XXI века. Поскольку я собирал всю доступную информацию о гитарах и примочках, то достал из давно забытого источника статью Турахина в журнале «Юный техник» 1988 года. В ней есть просто эпичные слова:

«Электрогитара-доска, сделанная из цельной деревянной заготовки, даёт ровный холодный звук, без естественной тембровой окраски, который также трудно оживить».

Эх, тяжёлое наследие изолированной социальной системы и  информационный вакуум. Такие умельцы вводили в заблуждение неокрепшие головы юных пацанов, решивших выстругать себе Les Paul. С другой стороны, сейчас глупо критиковать эти редкие «ноу-хау» в тогдашней периодике.

Реставрация электрогитары своими руками

Чёрная лирообразная электрогитара тоже досталась мне от брата школьного товарища, как и «Reghin Romania». Такая же убитая, с одной струной, болтавшимися датчиками и колками советской ленинградки, абсолютно не пригодными для стабильного строя. На месте выходного разъёма зияла чёрная дырка. Крепившие фальшпанель шурупы какой-то нехороший человек выкрутил, да по-пьяни забыл прикрутить обратно. Может быть, эту гитару разбирали или собирали во время военных действий или стихийного бедствия. А может быть, этот человек был самым обычным похуистом. Но других причин объяснить эту безалаберность вовсе не находится.

Я во второй раз принялся возвращать очередной инструмент к жизни. Со всем присущим фанатизмом. Очень жаль, что тогда не было ни компа, ни интернета. Пришлось немного на себе ощутить этот информационный вакуум, вызванный уже не идеологическими причинами, а финансовой пропастью 90-ых годов. Моим источником был только Николай Иванович Никифоров, преподававший классическую гитару в детском клубе «Мечтатель». И общество людей, приходивших туда на занятия. Илья Грачёв – студент омского политеха, раздобыл тогда в интернете (это чарующее слово!) статью из вышеназванного журнала. Он же вытравил печатную плату дисторшна, а мне осталось только запаять номиналы.

Самодельная электрогитара из корпуса ленинградки

Николай Иваныч подсказал одну чумовую идею – запаять предварительный усилитель в корпусе (!) электрогитары.

«У каждой электрогитары должен был внутри предварительный усилитель для более мощного выходного сигнала и уменьшения помех», - говорил он.

Активная электроника для слабеньких звукоснимателей "Магнетон" сейчас кажется абсурдом. Я недавно нашёл источник, откуда эта идея начала хождение в народ – статья  из журнала «Моделист-конструктор» 1971 года. Она содержит ещё пару очумелых предложений, чего только стоит совет сделать корпус из ДВП…

Учитывая полное профанство и отсутствие представлений, какой именно нужен преамп для электрогитары, я отправился в радиомагазин омского Торгового центра. Увидел на витрине ценники с надписями «Предварительный усилитель» на такой-то микросхеме. Узнал от продавца, что это схемы для звуковоспроизведения, используемые в магнитофонах и магнитолах. Немного посомневавшись, купил микросхему стерео-преампа для автомагнитолы. Илья Грачёв вытравил мне печатную плату и запаял номиналы, поскольку на тот момент в принципиальной схеме я ещё не ориентировался (дисторшн Турахина стал вторым по счёту девайсом, схему которого я досконально изучил и даже запаял номиналы).

Поместив всё это творчество внутри электрогитары, я услышал фузз Джими Хендрикса! Не фирменный, а страшно жужжащий, фонящий, звенящий и смердящий «terrible fuzz». И это неудивительно, потому что сигнал с магнитной головки автомагнитолы в разы меньше выходного сигнала советского гитарного датчика. Жару задавало ещё полное отсутствие металлического корпуса или внутренней экранировки электрогитары. Но это нисколько не расстроило 15-летнего юношу, фанатично открывавшего все новые доступные горизонты. Мне бы хоть как-то спаять следовало пассивный темброблок, обо всём остальном речи даже не было.

Выдалбливание в корпусе пространства для активной электроники повлекло за собой печальные последствия: при натяжении струн гриф немного повело вперёд, и струны зависли над грифом уже не на таком близком и комфортном расстоянии, как было изначально.

Синглы ленинградского ПО МАГНЕТОН «ЗЭ-60» пришлось заменить на более играбельные такие же датчики. Они ставились на советские электрички «Элгава», «Алгина» и «Родены», а также продавались с креплением для розетки акустических инструментов. Гитаре явно пришлось пережить тропическое путешествие или пивную ванну: старые датчики покрылись изнутри ржавчиной, а на одном из них концы магнитопровода были вырваны с корнем. Оставшийся в живых второй собрат издавал весьма хилые и тусклые звуки умирающего лебедя. В общем, оба ржавых друга с лёгкостью были отправлены в мусорку. А два новых блестящих друга, каждый из которых я задарма раздобыл из независимых источников, были аккуратно инсталлированы в фальшпанель посредством нехитрых токарных операций. Впервые пришлось иметь дело с электроникой – перепайкой темброблока. Не трудно догадаться, что он представлял собой такое же печальное ржавое больное для глаз зрелище.

Старые уставшие колки тоже отправились в мусорку, а на их место инсталлировались купленные в «Музыкальном арсенале» новенькие колки намного приличнее совковых ленинградских. Там же приобретались и первые электромагнитные струны с плоской обмоткой в духе джазовых «Thomastik-Infeld».

Струнодержатель полностью скопировали с чертежей журнала «Моделист-конструктор». Я немного поработал над высотой нижнего порожка и провёл к нему экранирующий провод. В целом такая конструкция «вала» очень неудобна для практического использования. Менять струны с такой машиной куда более геморройнее, чем с «Floyd Rose». Когда струна продевается сквозь вал, она уходит внутрь корпуса, откуда её очень трудно достать даже с помощью тонкого пинцета. Мне приходилось откручивать шурупы, вытаскивать машинку из ниши, продевать все струны и вновь ставить её на место. Но это эволюция современного варианта «качалки». Автору вздумалось реализовать популярную «Bigsby» не на верхней деке, а во внутренней полости, не подумав о юзабилити для музыканта.

Выступление в актовом зале школы №150

На этом чёрном лирообразном инструменте неизвестного мастера нигде не было никаких авторских данных, будь то логотип или подпись. Но рисунок Джона Леннона и Йоко Оно на обратной стороне корпуса смотрелся очень даже ничего. Художник изобразил лица полностью жёлтой краской на общем чёрном фоне.

Какую музыку больше хотелось исполнять на этой «чёрной пантере»? В целом, уровень изготовления гитары был бесконечно далек от каких-либо стилистических уклонов. Она вроде как играла и держала строй, гриф вполне подходил под понятие «playability». Врезанная инкрустация в виде белых круглешков чрезвычайно облегчила ориентирование на грифе.

Я не опасался за сохранность кожи на пальцах, но чрезвычайно низкие, почти сточенные в ноль лады сводили на нет любые попытки делать бенды. Такая радость появилась только со «Stagg Les Paul». В общем, пациент подавал скорее признаки трэшевой заточенности: низкие лады вкупе с гладкими струнами так и подмывали чесать риффы в духе ранней Metallica или Slayer. Музыку последней группы я тогда ещё не осиливал, а вот риффы и соло Метлы разучивал и оттачивал целыми днями напролет. Понятное дело, слабенькие звучки не давали нужное количество злости. Ещё и турахинский дисторшн представлял лишь жалкое подобие «того настоящего звука», который доносился из динамиков кассетного магнитофона во время прослушивания Металлики и Арии.

Играя на самодельной электрогитаре через самодельную примочку и катушечный магнитофон «Сатурн», я в глубине души всегда надеялся, что когда-нибудь вырасту, начну работать, куплю офигенскую гитару и двухэтажный стек, как у Хэтфилда, Хэммета, Мальмстина и других крутых чуваков.

Leo Mashnev 202 26 августа 2018 года
Рейтинг: 4/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи


Приложения для обучения игре на гитаре

Приложения для обучения игре на гитаре

Рассмотрим 6 лучших приложений для начинающих гитаристов, которые могут обучаться с помощью своего смартфона Android. Множество всевозможных приложений для Android и iOS намного облегчают эту задачу для современных пользователей интернета. Обучайтесь простейшим аккордам на гитаре без самоучителя и частных уроков.

Read More

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 на 12. Такое желание одолело и меня в 2008 году, но до материального воплощения идеи прошёл ещё один год.

Read More

Самодельная электрогитара «Чёрная лира»

Самодельная электрогитара «Чёрная лира»

Самодельные электрогитары были весьма распространенным явлением на территории СССР. Этот рукодельный запал продолжался и в 90-ые годы, когда западная рыночная экономика ещё не успела наводнить нашу родину товарами народного потребления всех цветов и размеров, и музыкальными инструментами в том числе.

Read More