Модернизация усилителя «ЛЭМИ ТМ-0600»

Усилитель «ЛЭМИ ТМ-0600»

Данный аппарат был куплен мною на омской оптовке осенью 2011 года, где когда-то велась активная торговля радиодеталями и аудио оборудованием как советского, так и зарубежного производства. В те далекие годы я покупал практически все комплектующие для своих устройств на оптовке и за редким исключением – в «Дане». Это был второй опыт переделки древнего советского агрегата под электрогитару, первым стал ламповый «Кинап» в 2009 году.

Сейчас уже трудно припоминается, для каких именно целей я купил этого динозавра Люберецкого завода электромузыкальных инструментов. Возможно для дополнительной подзвучки электрогитары с выхода предварительного усилителя “Ibanez TBX30R” и последующим включением в самодельный кабинет на динамике Eminence. Был куплен экземпляр 1989 года с неисправным эквалайзером.

По задумке инженеров этот динозавр предназначен для частотной коррекции и усиления электрических сигналов звукового диапазона частот от микшерных пультов и муз инструментов (электрогитара, синтезатор, электроорган). Схема УНЧ аналогична усилителю «Родина-1». Судя по всему, наличие 10-полосного эквалайзера объясняется только в случае использования с микшером. Потому что для электрогитары такой широкий диапазон частот ну явно излишен. А это, между прочим, именно инструментальный усилитель, но с заявкой на широкую полосу и верхним диапазоном частот в 16 кГц. Однако возникает вопрос, как моно-усилитель может использоваться с нормальным стерео микшером? Короче, странный какой-то реликт советской эпохи. Ну да ладно, в небольших концертных залах советских школ и клубов этот аппарат служил верой и правдой для местных ВИА. А тогда и это было роскошью. Возможно, в сельских клубах два таких усилителя использовались на дискотеках, когда эквалайзер выручал при низком качестве записей.

Модернизация усилителя для электрогитары

Модернизированный усилитель «ЛЭМИ ТМ-0600»

Первым делом я принялся за внешний вид и ободрал старую черную винилискожу, изрядно потрепанную временем. У меня оставался в запасе красный винил после покрытия деревянного каркаса ламповой головы на 6П14П в оконечнике. Вытащил металлическое шасси, пластиковые заглушки на верхней панели, и, сняв заднюю стенку, я посадил новую винилискожу на клей «Момент». Особенно не запаривался на этот счет, на что она клеится вообще.

В коммутации на задней панели выкрутил все разъемы ОНЦ, поставил два разъема на джеках 6.3 для входа на усилитель мощности непосредственно и выход на кабинет. Сетевой разъем также заменил на современный для компьютерных блоков питания. Срезал подчистую все провода на эквалайзере. На плате источника питания скрутил четыре советских электролита К50 на 2000 мФ. Вместо них приклеил к плате два новых конденсатора Rec по 10000 мФ на 50 Вольт каждый. Оставил родные выпрямительные диоды Д234А. Они достаточно мощные и нет никакой необходимости их менять.

На плате усилителя мощности перепаял все старые электролиты на новые Jamicon по вполне известной причине. Также заменил некоторые пленочные конденсаторы на К73-17 взамен слюды в масле или МБМ – уже не вспомню, что там стояло родное. Все же остальное осталось как прежде в лучших традициях отечественного приборостроения: мощный силовой трансформатор, огромные радиаторы для выходных транзисторов КТ808А. Их стоимость сейчас в chipdip’e составляет 340 рублей за штуку. Для сравнения, микросхема УНЧ на TDA7294 сейчас стоит в среднем 180 рублей.

Задняя панель усилителя «ЛЭМИ ТМ-0600» после модернизации

Весьма полезной деталью усилителя «ЛЭМИ» и «Родина» стоит признать экран из листа дюрали, разделяющий слаботочную предварительную часть от силовой. Хотя в левой части передней панели сделана кнопка включения и индикатор от 220 Вольт. Стоит отметить качественный монтаж паяных соединений и проводов, надежности которого можно только позавидовать и порадоваться за советскую радиоэлектронную промышленность.

Звучание этого аппарата не оставляет о себе никаких особенных впечатлений. Обычный весьма плоский транзисторный звук с обрезанными верхами и мутной серединой. После игры через ламповые преампы и оконечники я был весьма разочарован и вновь задался вопросом: а на кой черт я купил это страшилище? После чего я достаточно скоро продал его на авито каким-то начинающим музыкантам-студентам для первой репетиционной комнаты.

Технические характеристики

  • Номинальная выходная мощность 60Вт;
  • Номинальное сопротивление 4Ом;
  • 10-полосный графический эквалайзер;
  • Регулятор громкости;
  • Кнопочные фильтры ВЧ и НЧ;
  • Два входа - линейный и инструментальный;
  • Два параллельных выхода.
Alex Mashnev 405 26 апреля 2021 года
Рейтинг: 4.5/5 - 2 голосов

Другие интересные статьи


Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 на 12. Такое желание одолело и меня в 2008 году, но до материального воплощения идеи прошёл ещё один год.

Read More

Электронная нагрузка с регулировкой тока до 8 А / 200 ватт

Электронная нагрузка с регулировкой тока до 8 А / 200 ватт

Как сделать электронную нагрузку своими руками на микросхеме LM358 и транзисторах КТ818. Описание схемы и сборка готового устройства в корпусе из-под компьютерного блока питания. Зачастую с проблемой поиска нужной нагрузки сталкиваются те радиолюбители, которые изучают силовую электронику.

Read More

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Описание самодельного приспособления Лео Фендера для тестирования звукоснимателей собственного изготовления. Уникальный инструмент, подаривший нам классическое звучание многих гитар Fender. Словом «breadboard» также обозначают монтажные платы, использующиеся для разработки прототипов электросхем.

Read More