Запись и микширование акустической гитары

Красивая девушка с акустической гитарой

Бывают такие моменты в звукозаписи, когда акустическая гитара прекрасно звучит в сольных партиях с вокалом, но теряется в миксе полноценных песен с группой и множеством других инструментов. Многие музыканты пытаются сделать более читаемым звучание акустической гитары в своих домашних студиях, не прибегая к услугам профессиональных звукоинженеров.

Захват частотного диапазона акустических инструментов требует определённых навыков и практики. Это подразумевает не только умение пользоваться эквалайзером и различными шумоподавителями, но и понимание особенностей звучания разных инструментов, толщины струн, аппликатур аккордов на первых ладах или в высоких позициях, а также толщины медиатора.

Сделав все привычные настройки для акустических соло-партий, вы можете разочароваться тем, что в контексте группы они плохо работают. Поэтому для прорезания акустической гитары в миксе иногда приходится менять методы работы в противоположном направлении. Например, сделать звук акустики немного приглушённым в кантри-песнях, которые изобилуют частотами на верхней середине.

Звуковой спектр музыкальных инструментов

Грубо говоря, наши уши могут слышать частоты от 30 Гц до 18 кГц. Верхняя граница может спускаться ниже из-за возраста, длительного воздействия громкого звука и индивидуальных особенностей каждого конкретного человека. Наиболее восприимчив наш слух в диапазоне 2000 - 5000 Гц.

В типичном миксе рок-группы различные частотные зоны предназначены для определённых инструментов. Выражаясь дилетантским языком, бас-бочка и бас-гитара занимают низкие частоты. Клавишные и вокал сосредоточены на средних частотах. А верхняя середина и высокие частоты заняты акустической гитарой, хай-хэтом и тарелками. Звуковой спектр можно условно разделить на три части: низкие (до 200 Гц), средние (от 200 Гц до 5 кГц) и высокие частоты (от 5 кГц). В действительности всё обстоит сложнее, потому что большинство инструментов покрывают широкий частотный диапазон.

Нижняя середина (от 200 до 500 Гц) – это диапазон, где размещается почти вся ритм-секция и регистр гитары. Акустическая гитара имеет спад выше 1175 Гц, а электрогитара – выше 1570 Гц.

Работа над миксом становится намного сложнее, когда разные инструменты соревнуются за одно и то же частотное пространство.

Выбор правильной гитары для записи

Вполне может так быть, что ваша любимая акустическая гитара типа джамбо или дредноута окажется не самым удачным выбором для записи, в которой преобладают толстые перегруженные электрогитары. Потому что гитары с большим барабаном обычно имеют много низов и нижней середины. А эти частоты в миксе занимают электрогитарные ритм-партии, которые будут перекрывать звук вашего любимого дредноута. Если вы добавляете акустику для ритмического рисунка или некоторого ударного перезвона, тогда попробуйте взять более яркую акустику меньшего размера и новыми звенящими струнами. И наоборот, трек в стиле кантри с большим количеством ярких и резких электрических тонов может потребовать более теплой и мощной акустики типа Takamine или Crafter для заполнения среднего диапазона частот.

Если вы ограничены выбором, тогда попробуйте поэкспериментировать со струнами. Если нужна дополнительная яркость, тогда замените старые тусклые струны на набор новеньких Phosphor Bronze. Тонкие медиаторы также придадут больше яркости при игре аккордами, так и отдельных нот. Естественно, что толстыми медиаторами мало кто может играть аккордовый чёс – это крайне неудобно.

Эквализация акустической гитары

High pass и Low pass фильтры

Универсальным правилом по умолчанию является получение нужного исходного звучания инструмента. А дальнейшая эквализация может только закрасить какие-то маленькие недостатки инструмента и повысить его читаемость в общем контексте.

Начнем с простого: если у вашего микрофона, предусилителя или эквалайзера есть переключатель спада низких частот, вам необходимо его использовать. Акустика не генерирует ничего полезного ниже 75 Гц, поэтому эта опция может отсечь много шума на низких частотах. Одновременно на другом краю спектра можно поднять высокие частоты, чтобы помочь акустике прорезаться, или уменьшить их для достижения более плоского и теплого звучания.

Peaking или bell - полосовой фильтр в форме колокола

Когда вы работаете с эквалайзером, необходимо всегда слушать гитару в общем миксе, а не на отдельной дорожке, поскольку она может прекрасно звучать соло и совершенно не читаться на фоне других инструментов. Использование эквалайзера для срезания, а не для усиления частот, создаёт частотные карманы для других инструментов, а это эффективный способ помочь акустической гитаре сочетаться с вокальной партией.

Low shelf и High shelf фильтры

Параметрический эквалайзер является очень полезным инструментом поиска нужной полосы частот для усиления. В нём можно задать центральную частоту (Frec) и величину подъёма/завала АЧХ в децибелах (дБ или dB), после чего двигать этот горб по частотному диапазону, ища золотую середину. С помощью параметрии можно задавать Low pass и High pass фильтры, избавляясь от нежелательных частот. На английском языке параметрический эквалайзер называют иногда словом “bell” – это соответствует виду АЧХ в виде «колоколообразной» формы. Наиболее часто используемые фильтры в параметрических эквалайзерах:

  • High pass - отрезает низкие частоты до указанной отметки, пропуская более высокие;
  • Low pass - отрезает высокие частоты до указанной отметки, пропуская более низкие;
  • Peaking или bell - полосовой фильтр, колоколообразный;
  • Low shelf - низкочастотная полка или шельф;
  • High shelf - высокочастотная полка или шельф.

Следует сказать, что аккорды по-разному звучат в разных позициях. На первом и втором ладах звук получается более низким и объёмным, а в верхних позициях – яркие и резкие тона. Например, если электрогитара играет квинту в «ми», тогда акустике лучше играть ми-минор в барре на 7-ом ладу. Каподастр в данном случае может быть чрезвычайно полезным аксессуаром.

Huw Price 353 29 сентября 2021 года
Рейтинг: 3.8/5 - 5 голосов

Другие интересные статьи


Обзор гитарного комбика Boss Katana-50 MKII

Обзор гитарного комбика Boss Katana-50 MKII

В 2016 году японский производитель эффектов Boss выпустил линейку транзисторных усилителей Katana с цифровым блоком эффектов. В числе моделей второго поколения MKII представлен вот этот сравнительно небольшой 50-ваттный комбоусилитель с 12 дюймовым динамиком кастомного производства. Также была доработана секция эффектов до пяти вместо трех.

Read More

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 на 12. Такое желание одолело и меня в 2008 году, но до материального воплощения идеи прошёл ещё один год.

Read More

Бюджетные ламповые комбики стоимостью до 1000 $

Бюджетные ламповые комбики стоимостью до 1000 $

Ламповый комбик не обязательно должен стоить несколько тысяч долларов. Есть большой выбор бюджетных ламповых аппаратов, приобретение которых не сильно ударит по карману продвинутого гитариста, решившего сменить свой транзисторный 15-30 ваттный комбо на что-то более стоящее.

Read More