Запись электрогитары с комбика через микрофон

Как выбрать микрофон для записи гитары, сохранив при этом все нюансы звучания комбика или гитарного кабинета? Как не испортить при этом звук хорошего усилителя и гитары? Не добившись хорошего исходника, сложно потом выправить его всевозможными «улучшайзерами». Это первое, что нужно знать начинающему звукорежиссеру, решившему перенести свои творения на цифровой носитель.

Это довольно редкий и сложный способ записи в наши дни, когда большинство музыкантов записываются через процессоры и моделирующие устройства, подключая их напрямую в аудиоинтерфейс или микшерный пульт. Последний способ максимально простой и дает приемлемое соотношение сигнал/шум, что не скажешь про снятие звука комбоусилителя через микрофон.

Какой же самый большой плюс при данном способе записи? Дело в том, что на большой громкости ламповый усилитель, как минимум в половину мощности, приобретает устойчивую обратную связь сообразно акустике помещения, также звук обогащается множеством четных гармоник, которые воспринимаются как естественные искажения и столь любимые гитаристами.

Рассмотрим три основных типа микрофонов, их особенности и влияние на звук, а также позиционирование (расположение) микрофона относительно динамика.

Динамические микрофоны с подвижной катушкой

Shure SM57 dynamic microphone

Кардиоидный микрофон ShureSM-57 однажды стал самым популярным при записи электрогитары. По легенде данную модель начали использовать после того, как в студии не нашлось других недорогих микрофонов. SM-57 с блеском справился с поставленной задачей. Частотный резонанс идеально подошёл к среднечастотному диапазону электрогитары, что было дополнено эффектом компрессии на больших уровнях громкости. Усиление в области средних частот улавливает весь нужный диапазон электрогитары в миксе, ослабляя при этом ненужные частоты других инструментов в области НЧ и ВЧ. С приличным микрофонным предусилителем и дополнительной эквализацией можно достигнуть отличных результатов!

Варианты: Beyerdynamic M201, Sennheiser MD 421, Tul G12 Retro

Конденсаторные микрофоны

Neumann U87

Микрофоны данного типа имеют гораздо большую чувствительность, более широкий частотный диапазон и, соответственно, более чистый и прозрачный саунд. Дорогой конденсаторный микрофон способен уловить естественный характер звучания вашего кабинета, нюансы звукоизвлечения и динамику игры.

Такие микрофоны рекомендуется устанавливать на расстоянии 30-50 см от динамика комбоусилителя, поскольку большие уровни громкости могут вызвать искажения во внутреннем предусилителе. Многие модели имеют встроенные аттенюаторы, которые ослабляют сигнал на 10 дБ. Отсечка нижних частот позволяет убрать низкочастотные помехи.

Большим плюсом таких микрофонов является переключение направленности с «восьмерки» на «ненаправленный». В последнем случае звук на капсулу поступает отовсюду, что позволяет снимать не только звук усилителя, но и естественную акустику помещения. При кардиоидном режиме микрофон воспринимает только звук от источника сигнала. Тем не менее, «восьмёрка» способна снимать звук позади микрофона, что также формирует определенное пространство. В этом случае целесообразно ставить два источника звука спереди и сзади от микрофона.

Варианты: Audio-Technica AT4047, Neuman TLM 193, T.bone SCT 2000

Ленточные микрофоны

Audio-Technica AT4080

Главными недостатками ленточных микрофонов является низкий выходной уровень и достаточно хрупкая конструкция, что делает их уязвимыми к внешним механическим воздействиям и сильным порывам ветра.

Как и динамические эти микрофоны состоят из пассивной внутренней схемы, а преобразование импеданса, разделение и балансировка сигнала осуществляется выходным трансформатором. Оптимальное расстояние ленточного микрофона от сетки динамика – 25 см.

Большинство звукоинженеров использовали большие и громоздкие ленточные микрофоны на протяжении 1960-ых по 1990-ые годы, после чего они стали редкостью в профессиональных студиях. В 60-70-ые годы Эдди Крамер применял Beyerdynamic M160 для записи Джимми Хендрикса и Джимми Пейджа, а Стив Альбини до сих пор предпочитает модели Coles и Royer.

Более прочные среди всех остальных Royer не боятся экстремальных громкостей, что делает их флагманом в гитарной звукозаписи. Сравнивая Royer и классический SM57, один звукооператор заметил: "Когда я снова установил SM57, то удивился: половины гитарного саунда как не бывало!". Если вы сторонник жирного, плотного и теплого звука, то Royer создан специально для вас.

Варианты: Coles 4038, Beyerdynamic M160, Audio-Technica AT4080, Royer R-121

Расположение микрофона

Tul G12 retro microphone

Позиционирование микрофона относительно динамика – это целое искусство, открывающее широкое поле для экспериментов с разными условиями. Не существует каких-то специальных рецептов, а есть несколько базовых рекомендаций, которые облегчают поиск своего звука. Идеальное расположение микрофона должно подходить к конкретному типу усилителя, уровню громкости, акустическим характеристикам помещения и самой смысловой задумке гитарного трека.

Прежде всего, необходимо настроить нужный звук усилителя, эффектов и гитары. Это золотое правило применяется ко всем записям в целом.

Гитарный саунд будет самым ярким и отчетливым, если микрофон направлен в самый центр динамика параллельно полу. Перемещая микрофон к краю диффузора, звук будет становиться более размытым, и обогащаться низкими частотами. Чем ближе будет микрофон к сетке кабинета, тем выше выходной уровень и больше низких частот. Удаляя микрофон от динамика, вы больше охватываете звучание кабинета в общей акустике комнаты. Наклон микрофона на 45 градусов также позволяет получить более мягкое и теплое звучание по сравнению с прямым расположением.

Покрытие пола несомненно оказывает влияние на звук и может как поглощать низкие частоты (деревянный пол), так и отражать их (бетонный пол, покрытый тонким линолеумом). В последнем случае попробуйте наклонить комбик на 45 градусов и опереть на стену, либо поставить его на специальную подставку.

Практический способ состоит в экспериментальных записях с разными положениями микрофона и дальнейшем выборе оптимального варианта. Стоит также учитывать, что подходящие регулировки для записи ритм-партий могут совершенно не годиться для соло-партий. По мере опыта вам будет легче добиваться нужного звучания и тратить на установку микрофонов сравнительно меньше времени, чем раньше.

09-04-2021 Alex Manley 6461

Рейтинг: 3.2/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи