«Reghin Romania» – именно такое словосочетание было написано красными буквами на жёлтом наполовину оборванном листке внутри 12-струнной любопытной гитары. Она досталась мне от брата школьного товарища в далёком 2000 году и была сильно потрёпана временем: треснутая верхняя дека, отсутствие двух колков и семи штырей заднего порожка. Но даже за этими недостатками я ещё тогда учуял какую-то диковинку и редкость экземпляра в наших сибирских краях.
Потребовалось много времени и сил, чтобы реанимировать инструмент и привести его в играбельное состояние. Пятка грифа отходила от обечайки весьма прилично, фанера задней деки тоже грозилась совсем оторваться от корпуса, если её не посадить на надёжный клей. А выдернутые каким-то нехорошим человеком семь штырей из заднего порожка вообще наводили смутные предположения. Похоже, гитару заносило не на одну пьяную посиделку и ей чудом удалось избежать участи быть разбитой о голову дворового любителя музыки.
Взявшись искать информацию об акустических гитарах Reghin в 2018 году, я наткнулся на почти полное отсутствие каких-либо подробных сведений об этих инструментах, за исключением отрывочных постов на форумах и досках объявлений типа Авито. Поэтому пришлось накропать небольшую статью из всех исчерпывающих данных российского и западного интернет-сектора.
История румынской компании Hora
Немного из истории. Компания Hora была основана лютье по имени Роман Боянчук (Roman Boianciuc) в городе Регин в северной части Румынии в 1951 году. По легенде официального сайта Hora Factory, этот человек изготовил первую скрипку в Регине. На этой фабрике в настоящее время производится множество народных исторических инструментов: итальянские мандолины, бузуки, псалтыри, кобзы, американские дульцимеры, панфлюты. Они вполне годятся для первичного ознакомления со спецификой инструмента, не заказывая из штатов дульцимер за 1200$. В качестве заботы об окружающей среде изготовители Hora всё чаще используют лаки на водяной основе, что делает звучание всех инструментов более мощным. Ну а в качестве материала верхней деки здесь всегда использовалась древесина ели и клёна, естественно высушенная в течение 5-10 лет.
Географически Румыния находится между Чехией и Болгарией, поэтому гитары Регина чем-то напоминают Cremona, по качеству находясь чуть пониже уровнем. В СССР и Россию эти гитары завозились крайне редко, ибо по качеству сборки значительно уступали болгарским, и уж тем более испанским аналогам. Несмотря на соседство с болгарской Cremona, румыны в 80-ые годы так и не научились делать напряжённые деки. Так или иначе, но особого интереса завозить непонятные гитары из Румынии в то время ни у кого не было.
Какими бы несовершенными не были гитары стран «соцлагеря», именно они выручали наших отцов в годы отсутствия товаров народного потребления. Тогда ни о каком нынешнем изобилии рынка не было и речи. Поэтому радовались и таким подачкам из «дружественных» стран Восточной Европы. Гитаристам старшего поколения прекрасно известны такие марки, как германская Musima (ГДР), чехословацкая Jolana, болгарская Orfeus. Но даже среди данного ряда Reghin Romania навряд ли вызовет богатые ассоциации у гитарных гуру тех времён.
Из всего скудного запаса яндекс выдачи по реликтовым гитарам Reghin Romania я нашел упоминания всего лишь про три акустические гитары: цыганскую, подобную ей гитару с маленькой декой на sovietguitars.ru и 12-струнку цвета жёлто-чёрного sunburst. Последний инструмент есть точная копия моего вестерна. Я немало обрадовался, увидев этого близнеца на украинском сайте объявлений.
Неплохая подборка по гитарам и усилителям той эпохи имеется у бельгийского мастера Lord Bizarre (Ivan Symaeys). На страницах его сайта есть фотографии электро- и полуакустических гитар Hora, в том числе Reghin Jazz.