«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

Reghin Romania 12string guitar

«Reghin Romania» – именно такое словосочетание было написано красными буквами на жёлтом наполовину оборванном листке внутри 12-струнной любопытной гитары. Она досталась мне от брата школьного товарища в далёком 2000 году и была сильно потрёпана временем: треснутая верхняя дека, отсутствие двух колков и семи штырей заднего порожка. Но даже за этими недостатками я ещё тогда учуял какую-то диковинку и редкость экземпляра в наших сибирских краях.

Двенадцать колков и колышков (пинов или пробок) создавали тогда просто магическое ощущение в сознании 14-летнего подростка. Казалось, на таком агрегате можно создавать абсолютно неимоверные вещи, что не получится сделать на обычной шестиструнной гитаре. Подростковая фантазия может порой выстраивать поразительные ассоциации, что тем более приятно и забавно вспоминать уже в зрелом возрасте.

Потребовалось много времени и сил, чтобы реанимировать инструмент и привести его в играбельное состояние. Пятка грифа отходила от обечайки весьма прилично, фанера задней деки тоже грозилась совсем оторваться от корпуса, если её не посадить на надёжный клей. А выдернутые каким-то нехорошим человеком семь штырей из заднего порожка вообще наводили смутные предположения. Похоже, гитару заносило не на одну пьяную посиделку и ей чудом удалось избежать участи быть разбитой о голову дворового любителя музыки. 

Взявшись искать информацию об акустических гитарах Reghin уже в нынешнем 2018 году, я наткнулся на почти полное отсутствие каких-либо подробных сведений об этих инструментах, за исключением отрывочных постов на форумах и досках объявлений типа Авито. Пролистав шесть страниц поисковой выдачи, я ничего не нашёл ни о времени производства этих гитар, ни о специфике материалов. Поэтому пришлось накропать небольшую статью из всех исчерпывающих данных российского и западного интернет-сектора.

История румынской компании Hora

Немного из истории. Компания Hora была основана лютье по имени Роман Боянчук (Roman Boianciuc) в городе Регин в северной части Румынии в 1951 году. По легенде официального сайта Hora Factory, этот человек изготовил первую скрипку в Регине. На этой фабрике в настоящее время производится множество народных исторических инструментов: итальянские мандолины, бузуки, псалтыри, кобзы,  американские дульцимеры, панфлюты. Они вполне годятся для первичного ознакомления со спецификой инструмента, не заказывая из штатов дульцимер за 1200$. В качестве заботы об окружающей среде изготовители Hora всё чаще используют лаки на водяной основе, что делает звучание всех инструментов более мощным. Ну а в качестве материала верхней деки здесь всегда использовалась древесина ели и клёна, естественно высушенная в течение 5-10 лет.

Акустическая гитара Reghin

Географически Румыния находится между Чехией и Болгарией, поэтому гитары Регина чем-то напоминают Cremona, по качеству находясь чуть пониже уровнем. В СССР и Россию эти гитары завозились крайне редко, ибо по качеству сборки значительно уступали болгарским, и уж тем более испанским аналогам. Несмотря на соседство с болгарской Cremona, румыны в 80-ые годы так и не научились делать напряжённые деки.  Так или иначе, но особого интереса завозить непонятные гитары из Румынии в то время ни у кого не было.   

Какими бы несовершенными не были гитары стран «соцлагеря», именно они выручали наших отцов в годы отсутствия товаров народного потребления. Тогда ни о каком нынешнем изобилии рынка не было и речи. Поэтому радовались и таким подачкам из «дружественных» стран Восточной Европы.  Гитаристам старшего поколения прекрасно известны такие марки, как германская Musima (ГДР), чехословацкая Jolana, болгарская Orfeus. Но даже среди данного ряда Reghin Romania навряд ли вызовет богатые ассоциации у гитарных гуру тех времён.

Неудивительно, что в годы развитого социализма повсеместно процветало такое явление, как самопальное гитаростроение. Электрогитары собирались самых разнообразных форм и всевозможных материалов. На звукосниматели шли микрофоны из трубок телефонных аппаратов, колки снимались с отечественных «ленинградок», для фальшпанели шёл в ход пластик с различных бытовых приборов,  на регуляторы громкости и тембра надевались ручки от телевизоров и радиоприёмников, и тому подобное.

Сейчас это вспоминается с особой ностальгией, когда среди молодёжи давно уже нет такого «рукодельного запала», как в советские времена. И существует скорее наоборот как редкое явление среди эры смартфонов и бесплатного вай-фая в заведениях. Хоть какой-то плюс в эпоху потребительского аскетизма всё-таки был: полёт фантазии подхлёстывал страсть к изобретательству, а люди жили пускай и с казённым, но чувством оптимизма и веры в завтрашний день. Поразительно, как вливание в западную экономику поменяло эти полюса. Обилие информации сделало почти безынтересным всё происходящее за окнами квартиры. Всё можно узнать из всемирной паутины, а будущее уже не представляется чем-то захватывающим и манящим своими возможностями.

Reghin Romania - 12string in Kiev

Моей самой первой электрогитарой тоже была самодельная лирообразная чёрная электруха. Не могу не упомянуть её в этом повествовании. Ибо сделана она была весьма любопытно: очень узкий гриф, покрытие каким-то чёрным лаком вроде битумного, фальшпанель из толстенного белого пластика вроде оргстекла (полсантиметра), совковые звукосниматели для розетки акустической гитары, голова любопытной лирообразной формы, низкие лады и струны близко к грифу, что делало игру на гитаре весьма лёгкой и удобной. На задней деке жёлтым был нарисован портрет Джона Леннона и Йоко Оно. Эта гитара могла дать фору всяким «Уралам» и «Формантам», и была моей первой путеводной звездой в мире гитаризма , на которой я осваивал рифы и соло Металлики.

Из всего скудного запаса яндекс выдачи по реликтовым гитарам Reghin Romania я нашел упоминания всего лишь про три акустические гитары: цыганскую, подобную ей гитару с маленькой декой на sovietguitars.ru и 12-струнку цвета жёлто-чёрного sunburst. Последний инструмент есть точная копия моего вестерна. Я немало обрадовался, увидев этого близнеца на украинском сайте объявлений.

Неплохая подборка по гитарам и усилителям той эпохи имеется у бельгийского мастера Lord Bizarre (Ivan Symaeys). На страницах его сайта есть фотографии электро- и полуакустических гитар Hora, в том числе Reghin Jazz.

Вот, собственно, и всё, что удалось накопать. Письмо на официальный сайт с просьбой пролить свет на историю этих гитар так и осталось без ответа. Напоследок снабжаю своё инфо несколькими фотографиями и надеюсь на дальнейшее пополнение сведений о данной тематике.

P.S. Поставив месяц назад новые струны «D'Addario Bronze», моя старушка зазвучала вполне прилично, ярко и звонко. Весьма неожиданное было ощущение после засаленных ошмотков 8-летней давности. Я просидел за игрой почти весь день, самозабвенно предаваясь музыцированию как в добрые старые времена. Обертона просто поразительные, струны звенели ещё недели две, хотя дека немного и потрескивает на определённых созвучиях. Что ж, в местной мастерской мне выдвинули такой космический чек на реставрацию, что пришлось смириться с мелкими недостатками звучания. А заменить лады - вполне может быть под силу и человеку с необязательно чумовой ручной квалификацией.

Alex Manley 2946 6 августа 2018 года
Рейтинг: 4.3/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи