Топ-13 транзисторных педалей эффектов всех времен

Уже более полувека гитаристы разных стилей нажимают на свои любимые педали, чтобы донести особенный и неповторимый звук до слушателя. Со временем некоторые экземпляры выделяются из массы остальных и становятся классикой: подобный звук пытаются пробовать другие гитаристы. Вы можете слышать эти эффекты во многих хитах, видеть под ногами всемирно известных артистов а, может быть, и так имеете парочку раритетных динозавров в своем борде. Давайте окунемся в историю.

Boss DM-2

Boss DM-2

Выпускались с 1981 по 1984 годы, поэтому теперь Boss держит довольно высокую цену на данный винтаж. Первая боссовская педаль задержки в компактном корпусе, Boss DM-2 теперь является добросовестной классикой среди любителей педалей. Инженеры внедрили более емкую и мощную современную микросхему вместо предыдущей CDD – что позволило уместить всю электронную схему в форм-фактор стандартной педали. Босс неоднократно вносил изменения в дизайн, и теперь считается, что существует три разных версии, тем не менее, все они ценятся своим теплым аналоговым звуком.

В первой версии использовалась интегральная микросхема BBD MN3005, которая вскоре была заменена на BBD MN3205.  Третья итерация также видела различные маркировки этой серии МС. Имея три регулировки – Частота повторения, Эхо и Интенсивность – эта аналоговая педалька может делать задержку с частотой от 30 до 300 миллисекунд, и такая ограниченная длительность повторений создает естественный эхо-эффект и обволакивающий тон.

DM-2 был снят с производства в 1984 году. Вслед за ним выпустили DM-3, который оставался похожим на своего предшественника с несколькими внутренними изменениями. В наши дни DM-3 продается по более низкой цене на рынке поддержанных педалей, чем ранние собратья. Однако, многим нравится более чистые повторения ранних моделей.

MXR Distortion +

MXR Distortion +

Когда в начале 70-х Кейт Барр и Терри Шервуд владели мастерской по ремонту аудио оборудования в Рочестере, штат Нью-Йорк, они были потрясены низким качеством эффектов местных музыкантов. Примерно в 1974 году они наладили небольшое производство, одним из первых перегрузов стал ныне легендарный M-104, aka Distortion +. Это была простейшая педаль с двумя крутилками, без светодиода и девятивольтовой батареи, несмотря на это, Distortion сделал для маленькой никому не известной мастерской мгновенный успех в Штатах.

Оцениваемый гитаристами как мягкий дисторшн с оттенками фузза, устройство одновременно позволяет исполнять холодные блюзовые тона с подгруженным выходным сигналом. Низкий уровень искажений пришелся весьма кстати вплоть до классического хард-рокового звука 80-ых.

В устройстве использована простая схема с одним операционным усилителем и двумя германиевыми диодами, что выдает большой коэффициент усиления (46,5 дБ), по сравнению с его конкурентами: Boss DS-1 (35 дБ) и Tube Screamer (41 дБ). Однако простой конструктив имел пару недостатков, и первый прототип выпускался до 1981 года, когда устройство снабдили светодиодом и хвостом для кроны.

Boss CS-2

Boss CS-2

Самый типичный напольный компрессор, а также очень популярный при использовании в студии. Выпущенный в 1987 году, этот прибор стал продолжением электронной схемы CS-1, только вместо фотопар в ней применили ОУ с регулируемым напряжением VCA. Это ускорило скорость обработки сигнала и сделало атаку более яркой.

Звучание педали перекликается между транзисторным компрессором MXR DynaComp и оптическими приборами, что дает приятный и плавный сустейн без ледяной тени цифрового звука.

Первые экземпляры выпущенного в 1986 году CS-3 имели аналогичную микросхему VCA вплоть до начала 1990 годов, когда её заменили на THAT2159. На сегодняшний день CS-3 является единственным боссовским компрессором.

Electro-Harmonix Electric Mistress

Electro-Harmonix Electric Mistress

Разработанный Дэвидом Кокереллом и впервые выпущенный в 1976 году, этот стереофлэнджер стал первой версией эффекта в виде педали, который был обнаружен ещё в 1940-ых годах Лестером Полфусом. В середине 60-ых годов Beatles переосмыслили его при помощи катушечных магнитофонов во время звукозаписи. При замедлении одной из двух аудиодорожек примерно на 20 мс, задержка принимает эффект флэнджера. Electric Mistress позволил музыкантам перенести этот эффект ручных манипуляций с лентой из студийных условий на сцену.

Первые серийные экземпляры выпускались в таком же корпусе, как и Big Muff, изготавливались с 1976 по 1981 годы, и имели автономное питание от двух 9-ти вольтовых батарей. Флэнджер претерпел множество конструктивных изменений, небольшие эксперименты с электронной схемой и печатной платой. Неизменной осталась только зеленая надпись на лицевой панели устройства. В 1977 году добавился переключатель режима работы. Ранние модели славятся пространственным и хорусовым звучанием в одном флаконе.

Boss DS-1

Boss DS-1

Еще одна настоящая классика была впервые представлена в 1978 году. Известная за счет низкого уровня шума и яркого звука, DS-1 изначально выпускалась на предусилителе Toshiba TA7136AP, а не на ОУ. Эти первые модели легко отличить благодаря серебристому винту и длинной черте (дефису) между DS и 1.

В 1981 году завод переехал в Тайвань, металлический винт заменили на пластиковый, а преамп Toshiba поменяли на операционники ROHM. Эти микросхемы производились в Японии, отличались более низким уровнем выходного сигнала и прозрачным драйвом. Последние два десятилетия ещё дважды менялась электронная начинка: в 2000 году перешли на Mitsubishi op-amp, а в 2006 году японские ОУ NJM2904L стали звукообразующим элементом электронной схемы.

MXR Dyna Comp

MXR Dyna Comp

Это устройство придает звучанию вашей электрогитары реальную текстуру и окрашенный тон. Если ищете именно такой компрессор, можно не смотреть дальше этого красного помпажа от MXR.

Представленный в 1972 году, Dyna Comp стал поворотным моментом в переходе компрессора от студийного к напольному варианту. Благодаря двум простым элементам управления «Выход» и «Чувствительность», Dyna Comp сразу же стал хитом, одобренным такими гитаристами, как Бонни Райт и Лоуэлл Джордж, прежде чем приземлиться у ног Дэвида Гилмора и Энди Саммерса.

Ранние серийные модели склонны к значительному шипению при вращении обеих ручек, но некоторые утверждают, что это часть их обаяния. Возьмите большой аккорд на всех струнах, и вы услышите совершенно другой окрас поверх ожидаемой атаки и затухания.

Оригинальные Dyna Comp имели микросхемы CA3080, впоследствии их заменили на другие ОУ. Тем не менее, качество и повторяемость схемы осталась практически идентичной на протяжении всего времени выпуска. Поэтому самые заядлые поклонники Dyna Comp по-прежнему остаются верны этому классическому тону.

Digitech Whammy

Digitech Whammy

Есть несколько гитарных эффектов, которые столь легко узнаваемы, как Whammy. Впервые представленный в 1989 году компанией IVL Technologies, теперь вездесущий Whammy стал классикой в мире примочек. Эта революционная металлическая коробка – простой переключатель высоты тона, управляемый встроенной педалью экспрессии, знакомит гитаристов с новым миром странной и эзотерической игры на гитаре.

Питч-шифтеры, как правило, являются октаверами, которые позволяют сдвигать гармонию и высоту нот во время игры. Whammy поднял этот эффект на качественный цифровой уровень, обрабатывая сигнал при помощи ряда пресетов с возможностью параллельного управления педалью.

Популярность Whammy также обусловлена простой функциональностью и визуальной привлекательностью. Педаль была замечена у многих новаторских гитаристов: от Джонни Гринвуда, Тома Морелло и Джека Уайта до Джона Скофилда и Ичиро Агата из Melt-Banana.

Великолепный в своем корпусе Ferrari Red (исключение составляет только Whammy II черного цвета), педалька сейчас выпускается уже в седьмой итерации, и продолжает давать старым и малым гитаристам свежую звуковую палитру.

ProCo RAT

ProCo RAT

Компания ProCo изначально специализировалась на создании простых разъемов, кабелей и интерфейсов. Однако в 1978 году его резидент Скотт Бернхэм случайно подключил 47-омный резистор к ныне печально известному операционному усилителю Motorola LM308N - и родилась педаль искажения ProCo RAT.

Спрятавшись в наполненном крысами подвале музыкального магазина Kalamazoo, в 1978 году Бернхэм в сотрудничестве со Стивом Кирали создали по индивидуальному заказу прототип под названием RAT «Bud Box». Было сделано вручную всего 12 экземпляров с шелкографическим логотипом. Это ничтожно малая дюжина раритетов, и если вы когда-нибудь натолкнетесь на такого конкретного грызуна, вы должны немедленно отнести его Музей Естественной Истории.

В 1979 году количество заказов резко возросло, что позволило команде ProCo массово производить RAT в том форм-факторе, который мы все знаем и любим: в черном корпусе из гнутой стали с белой шелкографией и недавно добавленной регулировкой «Filter». Эта модель широко известна как Whiteface RAT.

От харкающего фузза и краеугольного дисторшна до пронзительных соло-партий, Rat оставил свои следы на многих эпохальных записях рока, включая “Kill’Em All” Metallica, одноименный лонгплей Blur и дебют Foo Fighters.

Electro-Harmonix Big Muff Pi

Electro-Harmonix Big Muff Pi

С приближением 70-х Майк Мэттьюс делал все возможное, производя педали Fuzz для Guild, а также оригинальную Muff, но хотел чего-то более захватывающего. «Я попросил моего приятеля, дизайнера Bell Labs Боба Майера, спроектировать устройство с морем сустейна», - вспоминает Мэтьюз.

«Когда я получил прототип от Боба, то сразу влюбился в такой затяжной сустейн. Это было достигнуто за счет добавления дополнительных каскадов, каждый из которых обрезан парой диодов. Как бы там ни было, выворачивая гейн на полную, появлялся свистящий feedback. Я провел несколько дней, меняя конденсаторы для уменьшения фона на максимальном перегрузе. Придя к заключению, что лучший сустейновый звук, похожий на сладкую скрипку, появляется всего с тремя конденсаторами в разных цепях обвеса микросхемы. Я принес самые первые устройства к Генри, владельцу музыкального магазина Manny’s Music Store в Нью-Йорке. Неделей позже я остановился у Мэнни, и Генри крикнул мне: “Эй, Майк, я продал Джими Хэндриксу одну новую педаль Big Muff.”»

Гилмор, Сантана и другие гитарные герои были ранними поклонниками Big Muff, после которых последовало бесчисленное множество других гитаристов.

Electro-Harmonix Memory Man

Electro-Harmonix Memory Man

Оригинальный Memory Man был выпущен в 1976 году. В то время никто не был уверен, была ли это самая первая аналоговая педаль задержки. Безусловно, она была наиболее коммерчески успешной среди других подобных устройств. Переход от ненадежных и громоздких ленточных ревербераторов к транзисторным устройствам в виде педали стал большим преимуществом для гитаристов.

Ключом к успеху «Человека-памяти» были теплые, густые звуки, которые производили на свет специальные микросхемы задержки BBD. Благодаря им достигалась аналоговая теплота и ленточноподобное эхо, столь любимое многими артистами. В конце 70-ых Майк Мэттьюс с командой инженеров начал разрабатывать стерео версию, зенитом чего стал знаковый Deluxe Memory Man. Он взял от своего предшественника все положительные качества, но приобрел несколько новых универсальных функций: необработанный выход (Dry signal) и регулировка «Хорус/Вибрато», которая может добавлять различные степени модуляции к задержанному сигналу.

DMM использовался многими гитаристами на протяжении многих лет. Наиболее отчетливый пример можно услышать в песне U2 «The Edge».

Arbiter Fuzz Face

Arbiter Fuzz Face

Знаменитый Fuzz Face в характерном круглом корпусе является одной из самых узнаваемых (и крайне непрактичных) педалей эффектов за всю историю. Созданная компанией Arbiter в 1966 году, педаль имеет самую простую для повторения электронную схему, которую только можно себе представить. Но звучит она просто великолепно, в чем точно был уверен Джими Хэндрикс.

Существовали две различные разновидности оригинальных Fuzz Faces: в первых использовались германиевые транзисторы, а в более поздних примерах – кремниевые транзисторы BC108. У германиевых моделей звук более теплый и толстый, в то время как последние имеют более резкую и яркую тональную окраску.

Дэвид Гилмор использовал Fuzz Face на записи теперь уже бессмертного «Dark Side Of The Moon». Хэндрикс играл на германиевых и кремниевых моделях, всячески борясь с печально известной ненадежностью круглой фонящей тарелки. При всех этих недостатках педаль занимает почетное место в истории рок-н-ролла, которую нынче производит в современной модификации компания Dunlop.

Dunlop Cry Baby

Dunlop Cry Baby

Легко копируемые электронные схемы означают, что история многих гитарных эффектов может быть довольно сложной – и такое происходит с самой культовой из них – Cry Baby. Разработана в 1966 году сотрудником Vox / Thomas Organ Company Брэдли Планкеттом и поступила на рынок в следующем году под названием «Vox Clyde McCoy», одобренная знаменитым джазовым трубачом по настоянию Джо Бенарона – босса вышеупомянутой компании. Он думал, что эффект больше предназначен для трубачей. Однако это не умаляет популярности педали у гитаристов, и вскоре Vox начал продавать ее в Великобритании и США. Ранние wah-wah быстро полюбились многим гитаристам, самым известным на то время стал Джими Хэндрикс.

В начале 1980-х Томас Орган прекратил делать Cry Baby и выставил бренд на продажу. Увидев возможность расширить Dunlop Manufacturing’s от аксессуаров до производства эффектов, Джим купил торговую марку. Вместе с инженером Сэмом МакРеем решил исправить многие проблемы, связанные со сборкой и надежностью, сохранив при этом крайне важный оригинальный звук. Возрожденная Cry Baby остается основным эффектом Dunlop, Джим утверждает, что это «самая продаваемая педаль в мире».

Ibanez Tube Screamer

Ibanez Tube Screamer TS-9

Если вы дошли до этой части текста, с большой долей вероятности можно предположить, что у вас когда-то был Tube Screamer. В вашем педалборде может быть одна из многочисленных копий, клонов и модификаций этой маленькой зеленой коробочки. Такова повсеместность самой коммерчески успешной педали Ibanez.

Разработанный Susumu Tamura (сотрудник компании Nisshin) для конкуренции с популярными Boss OD-1 и MXR Distortion +, оригинальный Tube Screamer TS-808 имел несколько характерных отличий. Ключевым моментом является симметричное ограничение сигнала: нижняя и верхняя часть прямоугольной волны на экране осциллографа обрезаются в одинаковой пропорции, что вызывает ощущение лампового звука. TS-808 также оснастили регулировкой тона и что наиболее важно в схемотехнике – интегральной микросхемой вместо транзисторов.

Поговорите с поклонниками Tube Screamer, и вскоре услышите о микросхемах - в оригинальных TS-808 и более ранних TS-9 использовался операционный усилитель JRC4558D. Многие пользователи уверены, что именно он придает скримеру яркий и певучий средний диапазон. В последующие годы выпускалось несколько модификаций с разными микросхемами. Все они имеют хорошую чувствительность к манере исполнения, присущую именно электровакуумным приборам: характерный «горб» на средних частотах скрашивает рыхлый низ и помогает прорезать микс группы на соло-партиях.

24-11-2019 Alex Manley 8343

Рейтинг: 3.8/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи