Многие рок-группы, начиная от Deep Purple до Metallica, в определенный момент своей музыкальной карьеры решались сыграть лучшие хиты с симфоническим оркестром, дополнив свою дискографию альбомом “with Symphony Orchestra” и взяв тем самым новые творческие высоты.
Справедливости ради следует сказать, что симфонический оркестр и электрогитара не приходятся друг другу органически созвучными инструментами. Но в те редкие случаи, когда пути их пересекались, результаты порой были удивительными и обогащающими для обоих участников. Деликатная фразировка, замысловатые каденции и прекрасная комбинация струнных, духовых и ударных инструментов, создающих оркестровую музыку – оставляют много свободного места для такого универсального инструмента, как гитара. Ниже представлено 10 фаворитов, начиная с первопроходцев жанра Deep Purple и заканчивая пафосным глэм-роком Kiss.
Deep Purple - Concerto For Group and Orchestra
В 1969 году Deep Purple дали концерт в Royal Albert Hall с Королевским симфоническим оркестром во главе с дирижером и композитором Малколмом Арнольдом. Клавишник Джон Лорд при составлении аранжировок явно черпал вдохновение от взаимодействия разных инструментов в составе оркестра. Хотя отдельные части песен звучат как несвязанные паззлы, тем не менее, паузы, пиццикато и сложные ритмы органично сплетаются вместе в единую музыкальную палитру.
Композиции Deep Purple аранжированы как классическая симфония в трех отделениях. В первой части (Allegro) группа и оркестр работают как отдельные блоки, пытаясь добиться доминирования над основной темой и выступая в качестве антагонистов. Во второй части (Andante) идет развитие двух мелодий в различных аранжировках группой и оркестром. Третья часть (Presto) знаменует собой объединение оркестра и группы в единое целое в свободной форме.
Deep Purple стала одной из первых групп, соединивших рок-н-ролл с оркестром, и положила начало для других рок-оркестровых выступлений. Оригинальная партитура была утеряна в 1970 году, но исполнена снова в 1999 году с воссозданной партитурой.
Yes - Symphonic Live
В поддержку альбома “Magnification” группа Yes отправилась в «Yessymphonic Tour» в 2001 году. Они выступили в мюзик-холле Heineken в Амстердаме с European Festival Orchestra. После пластинки 1970-х годов “Time and World” Yes были одной из первых групп, наряду с Deep Purple, которые пытались сыграться с симфоническим оркестром. Неудивительно, что Джон Андерсон, Стив Хау, Крис Сквайр и Алан Уайт снова попытались это повторить.
На концерте, который был выпущен на DVD, группа исполнила классические хиты, включая “Roundabout” и “Long Distance Runaround”. Оркестр из 60 человек под управлением Вильгельма Кейтеля вывел progressive-rock группу на качественно новый уровень, подчеркнув фразировку и заполнив пробелы в звуке симфонической аранжировкой.
Roger Waters - The Wall: Live in Berlin
В ознаменование падения Берлинской стены за восемь месяцев до этого Роджер Уотерс исполнил программу «The Wall» в Берлине со множеством артистов, включая легендарного флейтиста Джеймса Голуэя и гитариста Рика ДиФонцо.
“The Wall” не была лишена величественной силы в ее первоначальной задумке, но с ее многочисленными и разнообразными участниками - от Scorpions до Джони Митчелл, Синди Лаупер и Rundfunk Orchestra and Choir – и выступлением перед аудиторией в 350 тысяч человек в переполненном Potsdamer Platz придало актуальности концептуальной теме альбома. А именно: существованию всевозможных идеологических преград между разными режимами, людьми и социальными группами.
Eric Clapton – 24 Nights
National Philharmonic Orchestra добавил красок к эмоциональному концертному альбому гитариста Cream, хотя и не ко всем песням, и скомпилированный из 24 концертов, сыгранных в Royal Albert Hall в период 1990 и 1991 годов. Эти концерты проводились с 4-мя различными инструментальными формами, 4-мя исполнителями, блюзом, 9-ью исполнителями и оркестровыми вечерами.
Хотя блюзовый стиль Клэптона может показаться абсолютно несовместимым с утонченностью симфонического оркестра, но трудно не почувствовать, как элегантные стратовские соло пронизывают общее полотно струнных инструментов в “ Bell Bottom Blues ”, что придает музыкальную глубину всему происходящему в зале.
Metallica – S & M
1999 год принес маловероятное сотрудничество San Francisco Symphony Orchestra под управлением Michael Kamen’а и легендой металла Metallica. Записанный в Berkeley Community Theater (Калифорния), концертный альбом Metallica смело установил шаблон, которому стремились подражать будущие метал-группы, включая Bring Me The Horizon и Entombed.
В 1991 году “Black Album” поднял Металлику до невиданных ранее коммерческих высот среди металл-групп, однако последующие годы они использовали на то, чтобы обмануть ожидания ортодоксальных поклонников, и сделали левый поворот с альбомами “Load” и “Reload”, кавер-альбомом “Garage Inc”. Продолжил эту эпопею нестандартных и альтернативных решений также и концерт с оркестром.
Metallica вместе с Каменом (который ранее поработал с Queen, Pink Floyd, Bowie) создала один из самых интересных альбомов за свою долгую музыкальную карьеру, переосмыслив все основные хиты, и освободив в них достаточно места для оркестра. Хотя в некоторых композициях иногда создается сюрреалистическое ощущение, что оркестр играет сам по себе, а группа подыгрывает где-то в параллельной реальности.
Scorpions – Moment Of Glory
11 ноября 1999 года Scorpions выступили на площади перед Бранденбургскими воротами на празднике к десятилетию объединения Германии. Кульминацией их выступления стала знаменитая “Wind Of Changes”, исполненная 166 виолончелистами во главе со Мстиславом Ростроповичем.
Это выступление так воодушевило рокеров, что в следующем 2000 году они записали концертный альбом “Moment Of Glory” совместно с Берлинским симфоническим оркестром. Альбом включает в себя переработанные песни из репертуара Scorpions, а также красивую кавер-версию песни Дайаны Уоррен “Here In My Heart”. Заглавная композиция "Moment Of Glory" была написана специально к выставке “EXPO 2000” в Ганновере, когда Кристиан Колоновиц дирижировал Берлинской филармонией. Еще одним примечательным номером стала инструментальная версия хита “Crossfire”, вступлением к которому стали «Подмосковные вечера».
Brian May – Furia
В 1999 году Александр Ажа снял французский фильм «Фурия» и попросил Брайана Мэя написать саундтреки. После работы с Queen над «Флэшем Гордоном» 1980 года, Мэй немного знал о написании саундтреков к кинолентам. Наиболее ориентированный на классику альбом включает сольные партии для флейты, гитары и скрипки между разрозненными вставками Red Special.
«В итоге я работал напрямую с создателем фильма Александром без каких-либо посредников в лице кинокомпании, чтобы впервые в моей жизни написать полную музыку для фильма. Звуки, музыка и слова этой программы представляют собой любопытную смесь французского и английского языков, за которую нам не стыдно перед публикой. Furia вне времени и принадлежит миру искусства», - сказал Брайан Мэй EMI для обложки компакт-диска 2000 года.
Queen Rock and Symphonic Show
Всех участников проекта лично прослушивал и утверждал Брайан Мэй — более 40 талантливых артистов прошли сложнейший музыкальный кастинг и воссоздали незабываемую магию звучания легендарного коллектива.
В центре внимания — четыре невероятных вокалиста и мощная рок-группа. Музыканты успели отличиться и проявить себя во всемирно известном футуристическом мюзикле «We Will Rock You», авторами которого являются участники Queen: Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Неотъемлемый элемент шоу — музыкальное сопровождение симфонического оркестра, благодаря которому воссозданы оригинальные концертные аранжировки, а также эклектичность звучания песен. С момента премьеры в 2000 году «Queen Rock and Symphonic Show» уже успели увидеть сотни тысяч поклонников легендарной группы по всему миру.
KISS – Symphony: Alive IV
Когда KISS сыграли вместе с Мельбурнским симфоническим оркестром в 2003 году, казалось, что группа едва успела запрыгнуть на подножку уходящего поезда моды. «Вся идея заключалась не в том, чтобы ослабить KISS, а в том, чтобы вывести нас на более высокий уровень», - сказал Пол Стэнли австралийскому телевидению.
В первом отделении группа исполнила 6 песен традиционным составом, а затем вышли на сцену несколько участников оркестра, продолжив шоу такими хитами, как “Beth” и “Sure Know Something”. В третьем отделении уровень накала достиг апогея с полным составом симфонического оркестра.
Это было дебютное выступление для Томми Тайера в качестве гитариста KISS, который заменил недавно ушедшего ветерана Эйса Фрейли. Для большей визуальности музыкантов оркестра размалевали под участников KISS: впрочем, ни на игре первых, ни на качестве шоу вторых это не сказалось. Поэтому этот концерт также увлекательно смотреть, как и слушать - ведь группа всегда отличалась красочностью и грандиозностью живых выступлений.
Steve Vai - Sound Theories Vol. I & II
Сотрудничество гитарного мэтра мистера Вая с Metropole Orchestra в Нидерландах принесло плоды в виде двойной концертной пластинки в 2007 году. На первом диске представлены композиции Вая с симфоническим оркестром, на втором - оркестровые аранжировки собственных работ Вая, включая "Bledsoe Bluvd" и "Shadows and Sparks".
Символически названный альбом “Sound Theories” экспериментирует с вопросами и ответами, поскольку “Kill the Guy With the Ball” включает сумасшедшие глиссандо с попытками поговорить Вая через эффект “Talk-Box”. Когда медные звуки начинают переходить в безумие, Вай создает хаотическое крещендо, ведущее к диссонирующей кульминации. Что касается гитарных виртуозов, то главная корона вполне могла принадлежать Ваю. Поскольку его запись заслужила похвалу от Терри Боззио и даже Тони Беннета, также его работа произвела впечатление на многих людей из музыкального мира.