Лучшие метал-альбомы всех времён и народов

Сложно составлять музыкальные подборки в каком бы то ни было жанре. Дело это весьма неблагодарное. Поскольку у каждого меломана есть свой топ-10 лучших альбомов и групп. На вкус и цвет товарищей нет. Я постарался сделать топ лучших пластинок не избитых и банальных, а с оттенком индивидуального вкуса.

Metallica «Master of Puppets» (1986)

Metallica «Master of Puppets»

Этот альбом при жизни стал классикой жанра speed & thrash metal. Как и название - притчей во языцех для многих почитателей тяжелой музыки. Третья пластинка группы щедро приправлена мега-риффами, которые с полным правом встали в один ряд с запоминающимися гитарными партиями Deep Purple, Led Zepellin и Judas Priest. Одноименную песню музыканты группы теперь обречены играть на концертах до конца своей жизни, что они с успехом выдают на бис под конец своих шоу.

В 1986 году такой сухой гитарный саунд был большой неожиданностью даже для поклонников жанра. Он стал образцом звучания жанра «трэш-металл», обозначивший дальнейшие векторы развития для многих групп, но только не для самой Металлики, которая принялась раздвигать границы жанра уже на втором альбоме “Ride The Lightning”.

Примечательный факт. В 1983 году эти четверо парней в майках и рваных джинсах были в жестком андеграунде относительно глэмового мейнстрима, процветавшего в Лос-Анджелесе. Музыкальные продюсеры и критики вовсе не понимали, как музыку квартета из Сан-Франциско можно слушать и продавать. Но к концу 80-ых, выпустив ещё две эпохальные пластинки, Металлика превратилась в настоящего флагмана среди тяжелых групп.

Halford «Сrucible» (2002)

Halford «Сrucible»

Мелодика песен Хэлфорда, без сомнения, находит множество аналогий с Judas Priest. Но на этой пластинке экс-присту (на тот момент времени) удалось найти своё неповторимое звучание – это касается в первую очередь гитарного звука. Гитары настроены на тон ниже стандартного строя, поэтому звук с намёком на брутальные направления: дэт и трэш. Музыкантам удалось найти «золотую середину» и выдержать оптимальный баланс между брутальностью и хорошей разборчивостью.

Гитарные партии мастерски отточены, несмотря на тяжёлый и разухабистый звук, прекрасно слышна филигранная работа каждого из инструменталистов.

Хэлфорд поёт в своей типичной ультра-экспрессивной манере, где чистый вокал иногда переходит в крик и наоборот. На пластинке 14 вещей – каждая с запоминающейся мелодией и ритмикой. Две замечательные баллады – «She» и «Trail Of Tears» - прекрасно украшают альбом. Тексты изобилуют библейскими сюжетами: распятие, казнь, пытки, гонения, предательство.

Iron Maiden «Brave New World» (2000)

Iron Maiden «Brave New World»

Сложно выбрать лучший альбом всемирно известной британской хеви-группы. По количеству классических боевиков, которые исполняются коллективом на своих грандиозных шоу, выбор пал именно на эту пластинку. Хотя с каждого альбома, начиная с дебютного 1980-ого года и по 2000 год, можно выбрать по 3-4 лучших песен, которые играются группой на концертах.

Обложка альбома отсылает нас к роману Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Верхняя половина изображения была создана Дереком Риггсом, а нижняя — цифровым художником Стивом Стоуном. Ключевым сюжетом текстов является переход человечества в третье тысячелетие – в некую новую эру New Age, плоды которого мы можем увидеть в наше время.

В качестве рекламы был запущен сингл на радио “Wicker Man” с дополнительным вокалом в припеве. С тура в поддержку нового альбома был записан “Live In Rio”, ставший самым популярным концертным альбомом группы, записанным на видео. “Brave New World” занял седьмую строчку в британском чарте альбомов и с тех пор стал золотым.

Judas Priest «Angel of Retribution» (2005)

Judas Priest «Angel of Retribution»

В 2005 году отцы heavy metal выпустили reunion-диск классическим составом с Робом Хэлфордом. Хэви-металлисты планеты с нетерпением ждали появления этого нового альбома. Думали, что на этот раз преподнесут Присты: отойдут ли они от своего традиционного жанра или же будут верны старому доброму heavy. Даунинг в интервью Darkside высказывался в духе, что перед записью у него де были опасения по поводу вокальных и композиторских кондиций Роба (якобы он столько лет занимался всякой ахинеей типа проектов «Two»).

Очень органичный и целостный альбом от начала до конца с узнаваемым «фирменным» пристовским звучанием. Похожим на прежние пристовские альбомы его назвать никак нельзя. Вокал Хэлфорда как всегда на высоте, который радует нас то запредельным криком, то проникновенным пением в балладе «Angel».

Несмотря на то, что все музыкальные ходы heavy metal уже на сто раз сыграны и переиграны, данная пластинка слушается на одном дыхании, разве что на последней песне «Lochness» начинаешь сам себя спрашивать: а не подзатянули ребята?

Уверен, если бы «Angel Of Retribution» вышел в 88-ом или в 90-ом году – альбом пришелся бы в такую мощную кассу, как «Painkiller», «Ram It Down» и «Defenders of Faith».

Pantera «Cowboys From Hell» (1990)

Pantera «Cowboys From Hell»

Это самый коммерчески успешный альбом коллектива, который начал свой путь с глэма, но получил известность как лидер зарождавшегося жанра грув-металла. Пластинка считается неофициальным дебютом группы именно в данном амплуа, характеризующемся изменчивыми риффами и диссонирующим вокалом Фила Ансельмо.  

Она включает в себя несколько самых популярных песен: Cowboys From Hell, Heresy, Domination, Medicine Man. Эти треки наряду с красивой балладой “Cemetery Gates” коллектив частенько исполнял на большинстве своих концертов.

Звук перегруженной гитары Даймбега Даррелла в комплексе с мощной ритм-секцией определяет музыкальную фактуру данного альбома. Единственный гитарист группы любил перескакивать с сильных долей на слабые, делая замысловатые ритмические сбивки, а также разбавляя свои партии изобретательными и запоминающимися соло.

Yngwie Malmsteen «Eclipse» (1990)

Yngwie Malmsteen «Eclipse»

Данная пластинка представляет собой органичное переплетение крутых гитарных наворотов и прекрасных мотивов вокалиста Goran’а Edman’а. Гитарная техника разбавляется коммерческими хард-роковыми композициями. Но коммерческие вещи не обязательно могут быть плохими: у Ингви свои представления, какой должна быть классика в современной обработке.

Пусть некоторые посвящённые упрекают Малмстина в избитости и однообразности исполняемой музыки. Всё-таки Ингви был первым гитаристом, который начал играть нео-металл (бах’н’ролл). А преданность стилю на протяжении всей карьеры зачастую может быть полезнее, чем всевозможные эксперименты в каждом альбоме. Этой привилегии достойны лишь избранные: такие как Metallica, например.

Когда в Швеции появился уникум по имени Ингви, с тех пор дорога в ад рок-н-ролла устлана многочисленными трупами гитаристов, пытающихся скопировать стиль и технику Малмстина. В этом плане тот же Зинчук куда более вторичен. Для знакомства с творчеством Ингви лучше всего подходят два альбома: «Rising Force» и «Eclipse».

Stratovarius «Dreamspace» (1994)

Stratovarius «Dreamspace»

Финский power metal коллектив радовал нас в нулевые годы своими ранними пластинками, которые так и остались в памяти на долгие годы. По-моему скромному мнению, данная пластинка наиболее полно представляет группу в своём жанре. Она содержит как сравнительно короткие песни вроде “Reign Of Terror”, так и длинные эпические композиции вроде “4th Reich” и “Eyes Of The World”.

Основным идейным двигателем группы в её классическом составе (1995-2005) были гитарист Тимо Толкки и вокалист Тимо Котипелто. В дальнейшем группа претерпела множество хаотических изменений. После ухода гитариста-основателя Тимо Толкки в 2008 году в коллективе остался только один вокалист Котипелто из первоначального состава. В коллективе играл такой известный немецкий барабанщик, как Михаэль Йорг (Rage, Running Wild, Mekong Delta, Saxon).

Вокальные партии на пластинке исполнил гитарист и автор текстов Тимо Толкки, который впоследствии оставил пение и сосредоточился на гитарных партиях и написании песен. Как бы то ни было, но самые запоминающиеся вокальные партии и риффы составляют именно этот альбом.

Megadeth «Countdown To Extinction» (1992)

Megadeth «Countdown To Extinction»

Это самый коммерчески успешный альбом американской хэви-трэш группы, который разошёлся в США тиражом в два миллиона копий и получив дважды платиновый статус.

Наиболее известные хиты Megadeth вышли в виде синглов с этой пластинки: «Symphony of Destruction», «Sweating Bullets», «Skin o' My Teeth» и «Foreclosure of a Dream». Пластинка получила двойную платину по итогам продаж в США, тройную платину в Канаде и золото в Австралии и Аргентине, являясь, таким образом, самым продаваемым альбомом группы.

В записи принимали музыканты классического состава: Дэйв Мастейн (вокал, гитара), Дэвид Эллефсон (бас-гитара), Марти Фридмен (гитара) и Ник Менца (ударные). На обложке изображён старик, снимавшийся в видеоклипе Metallica «The Unforgiven» - этим моментом Мастейн пытался досаждать своим бывшим коллегам, которые, похоже, только смеялись над ним.

В текстовом плане Мастейн поднимает политические и военные темы, связанные с военными диктаторами, фальсификацией выборов, негативными последствиями боевых действий, политическими и экономическими идеологиями.

Rammstein «Mutter» (2001)

Rammstein «Mutter»

Третий студийный альбом немецкой индастриал-метал группы Rammstein известен нескольким российским поколениям 80-90-ых годов. Шведский продюсер Петер Тэгтгрен посоветовал Mutter в качестве ориентира всем начинающим продюсерам тяжёлого жанра: «В этом альбоме много различных элементов — оркестровые партии, тяжёлые гитары, хорошее звучание барабанов — он может быть хорошим ориентиром».

На момент записи пластинки отношения в группе были весьма напряжёнными после долгого и утомительного турне. Также давило всем известное обстоятельство: группа уже добилась успеха в мировой музыкальной индустрии и не могла быть свободной от того формата, в котором работала ранее.

Музыканты записывали новый материал на побережье Балтийского моря в арендованной заброшенной вилле «Haus Weimar». Там они разместили свою передвижную студию и начали экспериментировать со звучанием. Они решили убавить синтезаторные звуки, сделав упор на тяжёлую ритм-гитару, одновременно создав более сложную и готическую музыку.

Master «Maniac Party» (1993)

Master «Maniac Party»

В 1993 году на студии SNS российскими трэшерами был записан второй англоязычный альбом.  Алик Грановский здесь развивает музыкальную линию, которую начал ещё вместе с Андреем Большаковым на пластинке «Talk Of The Devil» - а именно art-thrash.

Арт-трэш отличается очень насыщенной и сложной музыкальной структурой, постоянными сменами темпа и мелодии. Достаточно необычная мелодика, где сильно стёрты грани между мелодичностью и диссонансами.

В текстовом содержании главная тема – сумасшествие окружающего мира, где люди живут в обстановке постоянной паранойи, страдают психозом движения и неудовлетворенности. Всё это приобретает оттенок маниакальности на фоне множества человеческих несчастий.

Наиболее удачные вещи: «Beastie Generation», «Maniac Party», «They Are Just Like Us…», инструментал «Go! », и, конечно же, очередное басовое соло Алика «Time X», которые стали уже традицией на каждом альбоме Мастера.

Существует мнение, что два англоязычных альбома Мастера якобы оттолкнули от группы часть российской аудитории, что нисколько не приуменьшает значения этих пластинок в отечественном трэше.

20-09-2021 Kirill Ananasov 8903

Рейтинг: 4/5 - 5 голосов

Другие интересные статьи