10 лучших рок-альбомов с симфоническим оркестром

Многие рок-группы, начиная от Deep Purple до Metallica, в определенный момент своей музыкальной карьеры решались сыграть лучшие хиты с симфоническим оркестром, дополнив свою дискографию альбомом “with Symphony Orchestra” и взяв тем самым новые творческие высоты.

Справедливости ради следует сказать, что симфонический оркестр и электрогитара не приходятся друг другу органически созвучными инструментами. Но в те редкие случаи, когда пути их пересекались, результаты порой были удивительными и обогащающими для обоих участников. Деликатная фразировка, замысловатые каденции и прекрасная комбинация струнных, духовых и ударных инструментов, создающих оркестровую музыку – оставляют много свободного места для такого универсального инструмента, как гитара. Ниже представлено 10 фаворитов, начиная с первопроходцев жанра Deep Purple и заканчивая пафосным глэм-роком Kiss.

Deep Purple - Concerto For Group and Orchestra

Deep Purple - Concerto For Group and Orchestra

В 1969 году Deep Purple дали концерт в Royal Albert Hall с Королевским симфоническим оркестром во главе с дирижером и композитором Малколмом Арнольдом. Клавишник Джон Лорд при составлении аранжировок явно черпал вдохновение от взаимодействия разных инструментов в составе оркестра. Хотя отдельные части песен звучат как несвязанные паззлы, тем не менее, паузы, пиццикато и сложные ритмы органично сплетаются вместе в единую музыкальную палитру.

Композиции Deep Purple аранжированы как классическая симфония в трех отделениях. В первой части (Allegro) группа и оркестр работают как отдельные блоки, пытаясь добиться доминирования над основной темой и выступая в качестве антагонистов. Во второй части (Andante) идет развитие двух мелодий в различных аранжировках группой и оркестром. Третья часть (Presto) знаменует собой объединение оркестра и группы в единое целое в свободной форме.

Deep Purple стала одной из первых групп, соединивших рок-н-ролл с оркестром, и положила начало для других рок-оркестровых выступлений. Оригинальная партитура была утеряна в 1970 году, но исполнена снова в 1999 году с воссозданной партитурой.

Yes - Symphonic Live

Yes - Symphonic Live

В поддержку альбома “Magnification” группа Yes отправилась в «Yessymphonic Tour» в 2001 году. Они выступили в мюзик-холле Heineken в Амстердаме с European Festival Orchestra. После пластинки 1970-х годов “Time and World” Yes были одной из первых групп, наряду с Deep Purple, которые пытались сыграться с симфоническим оркестром. Неудивительно, что Джон Андерсон, Стив Хау, Крис Сквайр и Алан Уайт снова попытались это повторить.

На концерте, который был выпущен на DVD, группа исполнила классические хиты, включая “Roundabout” и “Long Distance Runaround”. Оркестр из 60 человек под управлением Вильгельма Кейтеля вывел progressive-rock группу на качественно новый уровень, подчеркнув фразировку и заполнив пробелы в звуке симфонической аранжировкой.

Roger Waters - The Wall: Live in Berlin

Roger Waters - The Wall: Live in Berlin

В ознаменование падения Берлинской стены за восемь месяцев до этого Роджер Уотерс исполнил программу «The Wall»  в Берлине со множеством артистов, включая легендарного флейтиста Джеймса Голуэя и гитариста Рика ДиФонцо.

“The Wall” не была лишена величественной силы в ее первоначальной задумке, но с ее многочисленными и разнообразными участниками - от Scorpions до Джони Митчелл, Синди Лаупер и Rundfunk Orchestra and Choir – и выступлением перед аудиторией в 350 тысяч человек в переполненном Potsdamer Platz придало актуальности концептуальной теме альбома. А именно: существованию всевозможных идеологических преград между разными режимами, людьми и социальными группами.

Eric Clapton – 24 Nights

Eric Clapton – 24 Nights

National Philharmonic Orchestra добавил красок к эмоциональному концертному альбому гитариста Cream, хотя и не ко всем песням, и скомпилированный из 24 концертов, сыгранных в Royal Albert Hall в период 1990 и 1991 годов. Эти концерты проводились с 4-мя различными инструментальными формами, 4-мя исполнителями, блюзом, 9-ью исполнителями и оркестровыми вечерами.

Хотя блюзовый стиль Клэптона может показаться абсолютно несовместимым с утонченностью симфонического оркестра, но трудно не почувствовать, как элегантные стратовские соло пронизывают общее полотно струнных инструментов в “ Bell Bottom Blues ”, что придает музыкальную глубину всему происходящему в зале.

Metallica – S & M

Metallica with Symphony Orchestra

1999 год принес маловероятное сотрудничество San Francisco Symphony Orchestra под управлением Michael Kamen’а и легендой металла Metallica. Записанный в Berkeley Community Theater (Калифорния), концертный альбом Metallica смело установил шаблон, которому стремились подражать будущие метал-группы, включая Bring Me The Horizon и Entombed.

В 1991 году “Black Album” поднял Металлику до невиданных ранее коммерческих высот среди металл-групп, однако последующие годы они использовали на то, чтобы обмануть ожидания ортодоксальных поклонников, и сделали левый поворот с альбомами “Load” и “Reload”, кавер-альбомом “Garage Inc”. Продолжил эту эпопею нестандартных и альтернативных решений также и концерт с оркестром.

Metallica вместе с Каменом (который ранее поработал с Queen, Pink Floyd, Bowie) создала один из самых интересных альбомов за свою долгую музыкальную карьеру, переосмыслив все основные хиты, и освободив в них достаточно места для оркестра. Хотя в некоторых композициях иногда создается сюрреалистическое ощущение, что оркестр играет сам по себе, а группа подыгрывает где-то в параллельной реальности.

Scorpions – Moment Of Glory

Scorpions – Moment Of Glory

11 ноября 1999 года Scorpions выступили на площади перед Бранденбургскими воротами на празднике к десятилетию объединения Германии. Кульминацией их выступления стала знаменитая “Wind Of Changes”, исполненная 166 виолончелистами во главе со Мстиславом Ростроповичем.

Это выступление так воодушевило рокеров, что в следующем 2000 году они записали концертный альбом “Moment Of Glory” совместно с Берлинским симфоническим оркестром. Альбом включает в себя переработанные песни из репертуара Scorpions, а также красивую кавер-версию песни Дайаны Уоррен “Here In My Heart”. Заглавная композиция "Moment Of Glory" была написана специально к выставке “EXPO 2000” в Ганновере, когда Кристиан Колоновиц дирижировал Берлинской филармонией. Еще одним примечательным номером стала инструментальная версия хита “Crossfire”, вступлением к которому стали «Подмосковные вечера».

Brian May – Furia

Brian May – Furia

В 1999 году Александр Ажа снял французский фильм «Фурия» и попросил Брайана Мэя написать саундтреки. После работы с Queen над «Флэшем Гордоном» 1980 года, Мэй немного знал о написании саундтреков к кинолентам. Наиболее ориентированный на классику альбом включает сольные партии для флейты, гитары и скрипки между разрозненными вставками Red Special.

«В итоге я работал напрямую с создателем фильма Александром без каких-либо посредников в лице кинокомпании, чтобы впервые в моей жизни написать полную музыку для фильма. Звуки, музыка и слова этой программы представляют собой любопытную смесь французского и английского языков, за которую нам не стыдно перед публикой. Furia вне времени и принадлежит миру искусства», - сказал Брайан Мэй EMI для обложки компакт-диска 2000 года.

Queen Rock and Symphonic Show

Queen Rock and Symphonic Show

Всех участников проекта лично прослушивал и утверждал Брайан Мэй — более 40 талантливых артистов прошли сложнейший музыкальный кастинг и воссоздали незабываемую магию звучания легендарного коллектива.

В центре внимания — четыре невероятных вокалиста и мощная рок-группа. Музыканты успели отличиться и проявить себя во всемирно известном футуристическом мюзикле «We Will Rock You», авторами которого являются участники Queen: Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Неотъемлемый элемент шоу — музыкальное сопровождение симфонического оркестра, благодаря которому воссозданы оригинальные концертные аранжировки, а также эклектичность звучания песен. С момента премьеры в 2000 году «Queen Rock and Symphonic Show» уже успели увидеть сотни тысяч поклонников легендарной группы по всему миру.

KISS – Symphony: Alive IV

KISS – Symphony: Alive IV

Когда KISS сыграли вместе с Мельбурнским симфоническим оркестром в 2003 году, казалось, что группа едва успела запрыгнуть на подножку уходящего поезда моды. «Вся идея заключалась не в том, чтобы ослабить KISS, а в том, чтобы вывести нас на более высокий уровень», - сказал Пол Стэнли австралийскому телевидению.

В первом отделении группа исполнила 6 песен традиционным составом, а затем вышли на сцену несколько участников оркестра, продолжив шоу такими хитами, как “Beth” и “Sure Know Something”. В третьем отделении уровень накала достиг апогея с полным составом симфонического оркестра.

Это было дебютное выступление для Томми Тайера в качестве гитариста KISS, который заменил недавно ушедшего ветерана Эйса Фрейли. Для большей визуальности музыкантов оркестра размалевали под участников KISS: впрочем, ни на игре первых, ни на качестве шоу вторых это не сказалось. Поэтому этот концерт также увлекательно смотреть, как и слушать - ведь группа всегда отличалась красочностью и грандиозностью живых выступлений.

Steve Vai - Sound Theories Vol. I & II

Steve Vai - Sound Theories Vol. I & II

Сотрудничество гитарного мэтра мистера Вая с Metropole Orchestra в Нидерландах принесло плоды в виде двойной концертной пластинки в 2007 году. На первом диске представлены композиции Вая с симфоническим оркестром, на втором - оркестровые аранжировки собственных работ Вая, включая "Bledsoe Bluvd" и "Shadows and Sparks".

Символически названный альбом “Sound Theories” экспериментирует с вопросами и ответами, поскольку “Kill the Guy With the Ball” включает сумасшедшие глиссандо с попытками поговорить Вая через эффект “Talk-Box”. Когда медные звуки начинают переходить в безумие, Вай создает хаотическое крещендо, ведущее к диссонирующей кульминации. Что касается гитарных виртуозов, то главная корона вполне могла принадлежать Ваю. Поскольку его запись заслужила похвалу от Терри Боззио и даже Тони Беннета, также его работа произвела впечатление на многих людей из музыкального мира.

Alex Mashnev 319 2 апреля 2020 года
Рейтинг: 5/5 - 1 голосов

Другие интересные статьи


Директ-бокс: функции и принцип работы

Директ-бокс: функции и принцип работы

Если вы когда-либо играли на сцене или студии, скорее всего, звукорежиссер любезно попросил провод прямо с гитары или баса. Существует масса причин, по которым прокладка инструментального кабеля длиной 20 метров вовсе нецелесообразна. Direct Inject Box нужен для согласования сопротивлений между гитарой и приемным устройством.

Read More

Ламповый предусилитель на 6н2п

Ламповый предусилитель на 6н2п

Для чего нужен ламповый предварительный усилитель с регулировками тембра и громкости? Можно ли собрать самому несложную схему для использования в составе домашнего звуковоспроизводящего комплекса? Об этом мы поговорим в данной статье и попытаемся ответить на самые основные вопросы.

Read More

Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Внешним видом «Кинап» лучше всего походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив там ручки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, где монтируются джековые разъёмы на вход и выход.

Read More