История электрогитары Gibson Flying V

Когда в 1965 году Дейв Дэвис заглянул в музыкальный магазин, он отчаянно пытался найти замену потерянной авиакомпанией гитаре Guild Starfire на Западном побережье Америки во время тура The Kinks. Продавец магазина обмолвился о гитаре любопытной V-образной формы, которая давно лежит в коричневом кофре на верхней полке магазина и не имеет абсолютно никакого спроса среди покупателей. Дейв был поражен необычайностью формы одной из первых Gibson Flying V, которая не шла ни в какое сравнение с традиционными округлыми формами электрогитар Fender и Gibson.

Flying V впервые появился семью годами ранее, в 1958 году, когда Gibson считался передовым производителем электрогитар на Среднем Западе. Менеджеры фирмы были обеспокоены растущим успехом Fender. В 1952 году они отреагировали на калифорнийских конкурентов, выпустив твердотельную модель Les Paul в дополнение к традиционному полуакустическому Archtop. Тем временем Fender разработал и пустил в серийное производство новый Stratocaster, одним своим названием отсылавший к «космической» теме.

Конкуренция между производителями стимулирует развитие

Gibson Flying V 1969 Walnut finish

Сет Ловер (Seth Lover), работавший тогда в Gibson и наиболее известный своими звукоснимателями типа «хамбакер», разработал три новых дизайна элеткрогитары, весьма революционных на тот момент и способные изменить весь последующий ход гитаростроения. «Идея заключалась в получении новых форм корпуса. Я набросал несколько форм в принципиально модернистском стиле, отличающиеся от традиционных гитар и не повторяющие привычные округлые корпуса», - рассказывает Сэт Ловер. Сегодня они известны как Flying V, Explorer и неизданный Moderne. Именно Сэт дал имя модернистской форме Flying V. Компания анонсировала новую модель в конце 1957 года в своем промо-журнале “Gibson Gazette”, а в марте следующего года V появилась в каталоге по цене 247$. В то время цена Fender Stratocaster составляла 274$, а Telecaster - 199$.

«Модернистские линии этого по истине футуристического инструмента станут настоящим достоянием гитариста какого угодно стиля, обладающего талантом к визуальным эффектам». Дизайн инструмента использует категорически прямые линии вместо традиционных изгибов, а головка грифа повторяет форму корпуса в миниатюре, и использует классическое гибсоновское расположение колков по три с каждой стороны.

В каталоге 58-ого года говорится, что V изготовлен из «твердой древесины Korina и покрыт тончайшим слоем нитролака». Название Korina является торговым названием для западноафриканской лиственной древесины Terminalia superba, более известной как Limba или Afara. Конструкторы Gibson наверняка выбрали Korina из-за её светлой окраски с оглядкой на Fender. Красное дерево (mahogany) при нанесении тонкого слоя нитролака выглядело бы намного темнее в натуральном виде.

Оформление витрин новыми космическими гитарами

Catalog Gibson Gazette 1957

Компания Gibson начала производство Flying V с весьма малых тиражей: в 1958 году было отгружено со склада всего 81 экземпляр. Это предельно малая цифра на фоне таких популярных на тот момент гитар: ES-125 было продано 1528 штук, Les Paul Junior – 2408 штук. Следующий 1959 год отметил практически полное угасание интереса к новым гитарам: изготовлено всего 17 экземпляров Flying V и только три Explorer’a.

Gibson пытался продвигать Flying V посредством новых рекламных ходов, формируя позитивное представление о «космических» гитарах у потенциальных покупателей. А именно: в “Gibson Gazette” писалось о том, как наиболее предприимчивые владельцы музыкальных магазинов украшали витрины этой моделью. В числе первых был музыкальный магазин Scalise в Калифорнии, который оформил свою витрину в стиле космического путешествия. Это произошло спустя несколько месяцев, как четвертый космический спутник Америки вышел на орбиту Земли. На витрине Scalise были причудливые изображения ракетного корабля и спутника рядом с настоящим Flying V. Менеджер рассказывал в интервью журналу, что такой толпы у своего магазина он ещё никогда не видел.

Несмотря на столь успешный рекламный трюк, в последующее десятилетие футуристические гитары отлеживались на складах музыкальных магазинов, не вызывая практически никакого интереса у музыкантов. Их производство было приостановлено до 1967 года, после чего Gibson предпринял ещё одну попытку актуализировать Flying V, после того как с гитарой засветились такие артисты, как Jimi Hendrix и Dave Davies из The Kinks.

Самым главным открытием Flying V стал факт наименьшего влияния формы электрогитары на качество её звучания. Производители электрогитар стали развивать эту мысль дальше, воплощая в жизнь самые смелые фантазии дизайнеров и подчеркивая тот факт, что корпус может действительно быть самой замысловатой формы. Но именно Flying V сделал это первым.

Характеристики Gibson Flying Arrow

  • Корпус: красное дерево
  • Гриф: красное дерево, вклеенный в корпус
  • Накладка грифа: северо-американский палисандр, 22 лада
  • Мензура: 24,75"
  • Звукосниматели: 496R/500T ceramic
  • Бридж: Tune-o-matic, stopbar tailpiece, хромированное покрытие
  • Колки: Grover Kluson Style Green Keys
  • Регулировки: 2 громкость, 1 тон, 3ех-позиционный переключатель
  • Цветовые решения: Cherry, Ebony, Classic White

Известные музыканты, использующие Gibson Flying V

  • Jimi Hendrix (The Jimi Hendrix Experience)
  • Dave Davies (Kinks)
  • Albert King
  • Kirk Hammet (Metallica)
  • Lenny Kravitz
  • Joe Perry (Aerosmith)
  • Keith Richards (The Rolling Stones)
  • Michael Schenker (Scorpions, UFO, MSG)
  • Rudolph Schenker (Scorpions)
  • Michael Weikath (Helloween)
  • Johnny Winter
  • Billy Gibbons (ZZ Top)
Tony Bacon 712 7 апреля 2021 года
Рейтинг: 4/5 - 1 голосов

Другие интересные статьи


Петля эффектов в гитарном комбике «Ibanez TBX-30R»

Петля эффектов в гитарном комбике «Ibanez TBX-30R»

Инструкция по изготовлению последовательного разрыва «send-return» в гитарном комбике на примере «Ibanez TBX-30R». Петля эффектов, как ни печально, редко когда встраивается в маломощные гитарные комбоусилители. Это правило начинает действовать от 30 Вт. С появлением лампового оконечника и внешнего кабинета мне пришлось сделать такой функционал.

Read More

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Описание самодельного приспособления Лео Фендера для тестирования звукоснимателей собственного изготовления. Уникальный инструмент, подаривший нам классическое звучание многих гитар Fender. Словом «breadboard» также обозначают монтажные платы, использующиеся для разработки прототипов электросхем.

Read More

Светомузыкальная установка СДУ для домашних вечеринок

Светомузыкальная установка СДУ для домашних вечеринок

Как сделать светодинамическую установку (СДУ) своими руками. Схема цветомузыки из советского радиожурнала для начинающих радиолюбителей. Описание и изготовление устройства. Основной принцип данной ЦМУ: входной сигнал делится на высокие, средние и низкие частоты. Интенсивность светового потока каждого из каналов регулируется резистором.

Read More