История электрогитары Gibson Flying V

Когда в 1965 году Дейв Дэвис заглянул в музыкальный магазин, он отчаянно пытался найти замену потерянной авиакомпанией гитаре Guild Starfire на Западном побережье Америки во время тура The Kinks. Продавец магазина обмолвился о гитаре любопытной V-образной формы, которая давно лежит в коричневом кофре на верхней полке магазина и не имеет абсолютно никакого спроса среди покупателей. Дейв был поражен необычайностью формы одной из первых Gibson Flying V, которая не шла ни в какое сравнение с традиционными округлыми формами электрогитар Fender и Gibson.

Flying V впервые появился семью годами ранее, в 1958 году, когда Gibson считался передовым производителем электрогитар на Среднем Западе. Менеджеры фирмы были обеспокоены растущим успехом Fender. В 1952 году они отреагировали на калифорнийских конкурентов, выпустив твердотельную модель Les Paul в дополнение к традиционному полуакустическому Archtop. Тем временем Fender разработал и пустил в серийное производство новый Stratocaster, одним своим названием отсылавший к «космической» теме.

Конкуренция между производителями стимулирует развитие

Gibson Flying V 1969 Walnut finish

Сет Ловер (Seth Lover), работавший тогда в Gibson и наиболее известный своими звукоснимателями типа «хамбакер», разработал три новых дизайна элеткрогитары, весьма революционных на тот момент и способные изменить весь последующий ход гитаростроения. «Идея заключалась в получении новых форм корпуса. Я набросал несколько форм в принципиально модернистском стиле, отличающиеся от традиционных гитар и не повторяющие привычные округлые корпуса», - рассказывает Сэт Ловер. Сегодня они известны как Flying V, Explorer и неизданный Moderne. Именно Сэт дал имя модернистской форме Flying V. Компания анонсировала новую модель в конце 1957 года в своем промо-журнале “Gibson Gazette”, а в марте следующего года V появилась в каталоге по цене 247$. В то время цена Fender Stratocaster составляла 274$, а Telecaster - 199$.

«Модернистские линии этого по истине футуристического инструмента станут настоящим достоянием гитариста какого угодно стиля, обладающего талантом к визуальным эффектам». Дизайн инструмента использует категорически прямые линии вместо традиционных изгибов, а головка грифа повторяет форму корпуса в миниатюре, и использует классическое гибсоновское расположение колков по три с каждой стороны.

В каталоге 58-ого года говорится, что V изготовлен из «твердой древесины Korina и покрыт тончайшим слоем нитролака». Название Korina является торговым названием для западноафриканской лиственной древесины Terminalia superba, более известной как Limba или Afara. Конструкторы Gibson наверняка выбрали Korina из-за её светлой окраски с оглядкой на Fender. Красное дерево (mahogany) при нанесении тонкого слоя нитролака выглядело бы намного темнее в натуральном виде.

Оформление витрин новыми космическими гитарами

Catalog Gibson Gazette 1957

Компания Gibson начала производство Flying V с весьма малых тиражей: в 1958 году было отгружено со склада всего 81 экземпляр. Это предельно малая цифра на фоне таких популярных на тот момент гитар: ES-125 было продано 1528 штук, Les Paul Junior – 2408 штук. Следующий 1959 год отметил практически полное угасание интереса к новым гитарам: изготовлено всего 17 экземпляров Flying V и только три Explorer’a.

Gibson пытался продвигать Flying V посредством новых рекламных ходов, формируя позитивное представление о «космических» гитарах у потенциальных покупателей. А именно: в “Gibson Gazette” писалось о том, как наиболее предприимчивые владельцы музыкальных магазинов украшали витрины этой моделью. В числе первых был музыкальный магазин Scalise в Калифорнии, который оформил свою витрину в стиле космического путешествия. Это произошло спустя несколько месяцев, как четвертый космический спутник Америки вышел на орбиту Земли. На витрине Scalise были причудливые изображения ракетного корабля и спутника рядом с настоящим Flying V. Менеджер рассказывал в интервью журналу, что такой толпы у своего магазина он ещё никогда не видел.

Несмотря на столь успешный рекламный трюк, в последующее десятилетие футуристические гитары отлеживались на складах музыкальных магазинов, не вызывая практически никакого интереса у музыкантов. Их производство было приостановлено до 1967 года, после чего Gibson предпринял ещё одну попытку актуализировать Flying V, после того как с гитарой засветились такие артисты, как Jimi Hendrix и Dave Davies из The Kinks.

Самым главным открытием Flying V стал факт наименьшего влияния формы электрогитары на качество её звучания. Производители электрогитар стали развивать эту мысль дальше, воплощая в жизнь самые смелые фантазии дизайнеров и подчеркивая тот факт, что корпус может действительно быть самой замысловатой формы. Но именно Flying V сделал это первым.

Характеристики Gibson Flying Arrow

  • Корпус: красное дерево
  • Гриф: красное дерево, вклеенный в корпус
  • Накладка грифа: северо-американский палисандр, 22 лада
  • Мензура: 24,75"
  • Звукосниматели: 496R/500T ceramic
  • Бридж: Tune-o-matic, stopbar tailpiece, хромированное покрытие
  • Колки: Grover Kluson Style Green Keys
  • Регулировки: 2 громкость, 1 тон, 3ех-позиционный переключатель
  • Цветовые решения: Cherry, Ebony, Classic White

Известные музыканты, использующие Gibson Flying V

  • Jimi Hendrix (The Jimi Hendrix Experience)
  • Dave Davies (Kinks)
  • Albert King
  • Kirk Hammet (Metallica)
  • Lenny Kravitz
  • Joe Perry (Aerosmith)
  • Keith Richards (The Rolling Stones)
  • Michael Schenker (Scorpions, UFO, MSG)
  • Rudolph Schenker (Scorpions)
  • Michael Weikath (Helloween)
  • Johnny Winter
  • Billy Gibbons (ZZ Top)
Tony Bacon 147 7 апреля 2021 года
Рейтинг: 4/5 - 1 голосов

Другие интересные статьи


Регулировка анкера гитары

Регулировка анкера гитары

Анкерный стержень нужен для регулировки изгиба грифа, который не способен в одиночку справиться с такой нагрузкой. Он необходим для увеличения жесткости всей конструкции грифа и препятствий к деформации. Как отрегулировать прогиб грифа акустической и электрогитары при помощи анкера. Полезные советы по настройке анкера.

Read More

Стробоскоп на лампе ИФК-120

Стробоскоп на лампе ИФК-120

После посещения клуба или рок-концерта искушенному музыканту и радиолюбителю захочется дополнить свою светомузыку ещё и «рукотворной молнией». Стробоскоп дает весьма ощутимый эффект при минимуме временных и денежных расходов. Описание устройства из советского радиожурнала на газоразрядной лампе ИФК-120 для дома и небольших клубов.

Read More

Запись электрогитары с комбика через микрофон

Запись электрогитары с комбика через микрофон

Это довольно редкий и сложный способ записи в наши дни, когда большинство музыкантов записываются через процессоры и моделирующие устройства, подключая их напрямую в аудиоинтерфейс или микшерный пульт. Рассмотрим три основных типа микрофонов, их особенности и влияние на звук, а также позиционирование микрофона относительно динамика.

Read More