Когда в 1965 году Дейв Дэвис заглянул в музыкальный магазин, он отчаянно пытался найти замену потерянной авиакомпанией гитаре Guild Starfire на Западном побережье Америки во время тура The Kinks. Продавец магазина обмолвился о гитаре любопытной V-образной формы, которая давно лежит в коричневом кофре на верхней полке магазина и не имеет абсолютно никакого спроса среди покупателей. Дейв был поражен необычайностью формы одной из первых Gibson Flying V, которая не шла ни в какое сравнение с традиционными округлыми формами электрогитар Fender и Gibson.
Flying V впервые появился семью годами ранее, в 1958 году, когда Gibson считался передовым производителем электрогитар на Среднем Западе. Менеджеры фирмы были обеспокоены растущим успехом Fender. В 1952 году они отреагировали на калифорнийских конкурентов, выпустив твердотельную модель Les Paul в дополнение к традиционному полуакустическому Archtop. Тем временем Fender разработал и пустил в серийное производство новый Stratocaster, одним своим названием отсылавший к «космической» теме.
Конкуренция между производителями стимулирует развитие
Сет Ловер (Seth Lover), работавший тогда в Gibson и наиболее известный своими звукоснимателями типа «хамбакер», разработал три новых дизайна элеткрогитары, весьма революционных на тот момент и способные изменить весь последующий ход гитаростроения. «Идея заключалась в получении новых форм корпуса. Я набросал несколько форм в принципиально модернистском стиле, отличающиеся от традиционных гитар и не повторяющие привычные округлые корпуса», - рассказывает Сэт Ловер. Сегодня они известны как Flying V, Explorer и неизданный Moderne. Именно Сэт дал имя модернистской форме Flying V. Компания анонсировала новую модель в конце 1957 года в своем промо-журнале “Gibson Gazette”, а в марте следующего года V появилась в каталоге по цене 247$. В то время цена Fender Stratocaster составляла 274$, а Telecaster - 199$.
«Модернистские линии этого по истине футуристического инструмента станут настоящим достоянием гитариста какого угодно стиля, обладающего талантом к визуальным эффектам». Дизайн инструмента использует категорически прямые линии вместо традиционных изгибов, а головка грифа повторяет форму корпуса в миниатюре, и использует классическое гибсоновское расположение колков по три с каждой стороны.
В каталоге 58-ого года говорится, что V изготовлен из «твердой древесины Korina и покрыт тончайшим слоем нитролака». Название Korina является торговым названием для западноафриканской лиственной древесины Terminalia superba, более известной как Limba или Afara. Конструкторы Gibson наверняка выбрали Korina из-за её светлой окраски с оглядкой на Fender. Красное дерево (mahogany) при нанесении тонкого слоя нитролака выглядело бы намного темнее в натуральном виде.
Оформление витрин новыми космическими гитарами
Компания Gibson начала производство Flying V с весьма малых тиражей: в 1958 году было отгружено со склада всего 81 экземпляр. Это предельно малая цифра на фоне таких популярных на тот момент гитар: ES-125 было продано 1528 штук, Les Paul Junior – 2408 штук. Следующий 1959 год отметил практически полное угасание интереса к новым гитарам: изготовлено всего 17 экземпляров Flying V и только три Explorer’a.
Gibson пытался продвигать Flying V посредством новых рекламных ходов, формируя позитивное представление о «космических» гитарах у потенциальных покупателей. А именно: в “Gibson Gazette” писалось о том, как наиболее предприимчивые владельцы музыкальных магазинов украшали витрины этой моделью. В числе первых был музыкальный магазин Scalise в Калифорнии, который оформил свою витрину в стиле космического путешествия. Это произошло спустя несколько месяцев, как четвертый космический спутник Америки вышел на орбиту Земли. На витрине Scalise были причудливые изображения ракетного корабля и спутника рядом с настоящим Flying V. Менеджер рассказывал в интервью журналу, что такой толпы у своего магазина он ещё никогда не видел.
Несмотря на столь успешный рекламный трюк, в последующее десятилетие футуристические гитары отлеживались на складах музыкальных магазинов, не вызывая практически никакого интереса у музыкантов. Их производство было приостановлено до 1967 года, после чего Gibson предпринял ещё одну попытку актуализировать Flying V, после того как с гитарой засветились такие артисты, как Jimi Hendrix и Dave Davies из The Kinks.
Самым главным открытием Flying V стал факт наименьшего влияния формы электрогитары на качество её звучания. Производители электрогитар стали развивать эту мысль дальше, воплощая в жизнь самые смелые фантазии дизайнеров и подчеркивая тот факт, что корпус может действительно быть самой замысловатой формы. Но именно Flying V сделал это первым.
Характеристики Gibson Flying Arrow
- Корпус: красное дерево
- Гриф: красное дерево, вклеенный в корпус
- Накладка грифа: северо-американский палисандр, 22 лада
- Мензура: 24,75"
- Звукосниматели: 496R/500T ceramic
- Бридж: Tune-o-matic, stopbar tailpiece, хромированное покрытие
- Колки: Grover Kluson Style Green Keys
- Регулировки: 2 громкость, 1 тон, 3ех-позиционный переключатель
- Цветовые решения: Cherry, Ebony, Classic White
Известные музыканты, использующие Gibson Flying V
- Jimi Hendrix (The Jimi Hendrix Experience)
- Dave Davies (Kinks)
- Albert King
- Kirk Hammet (Metallica)
- Lenny Kravitz
- Joe Perry (Aerosmith)
- Keith Richards (The Rolling Stones)
- Michael Schenker (Scorpions, UFO, MSG)
- Rudolph Schenker (Scorpions)
- Michael Weikath (Helloween)
- Johnny Winter
- Billy Gibbons (ZZ Top)