В этом году Black Album отмечает свою тридцатилетнюю годовщину. И вновь Кирк Хэмметт рассказывает о своем впечатлении от группы Soundgarden, когда был написан основной рифф к одному из самых узнаваемых рок-хитов всех времен, классическому треку Metallica 1991 года "Enter Sandman".
Вступительная часть композиции "Enter Sandman" повлияла на подход к музыке всего альбома и оказалась куда большей составляющей, чем группа могла себе представить на тот момент времени. Это изменило манеру игры для Metallica в более альтернативную сторону, нежели сложный технотрэш “And Justice For All”, в котором группа погрязла до предельных значений. Благодаря новому подходу и более свежему звучанию, которое обеспечил известный по работе с Bon Jovi звукоинженер Боб Рок, Metallica продала более шестнадцати миллионов копий альбома только в США. Сама песня стала музыкальным сопровождением на спортивных мероприятиях, включая профессиональные бейсбольные матчи и поединки по рестлингу.
Вот что рассказал Кирк Хэмметт в интервью радио "98.5 The Sports Hub's": «У меня очень специфическое воспоминание на этот счет. Было около двух или трех часов ночи. Я только что слушал "Louder Than Love" - второй альбом Soundgarden. В то время эта группа была все еще в некотором роде андерграундом на независимом лейбле. Мне тогда весьма понравился этот альбом. После продолжительного прослушивания этой пластинки я взял гитару и начал наигрывать фразы в похожем духе. И внезапно мои пальцы сыграли этот рифф в своем первом воплощении, который впоследствии мы с Ларсом и Джеймсом развили в полноценную песню».
Хэмметт сказал, что сразу оценил чумовой потенциал риффа: «Вы моментально понимаете, если это крутой рифф, то можно сразу же по-всякому его обыгрывать. Да, это довольно круто, подумал я. Это хорошее ощущение, это хороший звук, это хорошее сочетание нот». А вот слова Кирка журналу "Classic Rock" за август 2021 года: «Лучшие партии этого альбома как бы сочинялись сами по себе. Соло, музыка и песни, как будто, рождались из ниоткуда. Как будто вселенная преподносила нам их на блюдечке. Не помню такого на первых четырех альбомах».
Гитарист вспомнил, что песня начала обретать форму после того, как он сыграл рифф одному из своих товарищей по группе. «Когда Ларс (Ульрих, барабанщик Metallica) услышал рифф, он сказал: «Повтори эту первую часть четыре раза», и я сделал это, и он сказал: «Вот и все!», - сказал Хэмметт в интервью на радио.
Табулатуры вступления «Enter Sandman»
Рифф из бриджа песни
На вопрос, был ли у него когда-нибудь шанс сказать ребятам из Soundgarden о том, кто стал вдохновителем песни, которая в конечном итоге стала прорывным хитом Metallica, Хэмметт сказал: «Это не звучит как рифф или песня Soundgarden. Потому что композиция в итоге вылилась в создание чего-то совершенно другого, непохожего на первоначальный источник вдохновения».
В интервью Rolling Stone в 2012 году Ульрих размышлял об «Enter Sandman» и его влиянии на так называемый «Черный альбом». «На риффовой ленте Кирка был набросок. Вся песня - это просто этот рифф. “Enter Sandman” стал передним планом, задающим тон всей пластинке. Остальные песни появилась в течение двух месяцев».
После выхода в свет пластинки "Black Album", ряд музыкальных критиков прокомментировали, что введение "Enter Sandman" и доминирующий музыкальный рифф похожи на песню, вышедшую двумя годами ранее: "Tapping Into The Emotional Void" Лос-Анджелесского квартета Exel.
Dave Mustaine – фронтмен трэш-группы Megadeth , который был гитаристом Metallica в течение двух лет, с 1981 по 1983 год, лихо заявил журналу “Metal Maniacs” в интервью 2004 года, что тема «Enter Sandman» «была сорвана из группы под названием Exel».
Менеджер Metallica Клифф Бернстайн сказал “Los Angeles Times”, что никогда не слышал о песне Exel. Тем не менее, он отметил поразительное сходство обоих композиций.
«Если бы Exel мог написать песню не хуже нашей, я уверен, тогда они добьются большого успеха», - подчеркнул Бернстайн.
"Enter Sandman" до сих пор остается самым популярным хитом в карьере Metallica, достигнув пика на 16 строчке в чарте “Billboard Hot 100” еще в августе 1991 года.