Тема «Хэллоуин»: что делает музыку такой страшной?

Halloween-knife

Музыка из фильма «Хэллоуин» 1978 года была революционной из-за авантюрного использования Джоном Карпентером первых синтезаторных инструментов, которые помогли ему создать один из самых запоминающихся и жутких саундтреков в кинематографе.

Конец 1970-х стал точкой отсчёта для электронной музыки в мире кино, поскольку ранее подобные саундтреки писались для научной фантастики, но Карпентер обнаружил, что новые синтезаторные звуки хорошо подходят для жанра horror.

Низкобюджетный фильм «Хэллоуин» стоил его создателю около 300 тысяч долларов. Карпентеру не хватало средств не только для записи оркестра, но и чтобы заплатить композитору. Поэтому он решил использовать свою собственную мелодическую зарисовку, которую сочинил в юности, когда играл в студенческих группах. Джон забронировал время в лос-анджелесской студии “Pi West”, где в сотрудничестве со звукоинженером Аланом Ховартом записал саундтрек с использованием синтезаторов.

Джон Карпентер и Алан Ховарт в студии «Pi West»

Основная сложность состояла в том, что им приходилось записывать аудиодорожку без синхронизации с видеорядом, поскольку такой технологии ещё не существовало в техническом плане. Они играли и записывали музыку при помощи секундомера, а затем синхронизировали трек с видеорядом на киностудии. И получилось весьма впечатлительно по эмоциональному воздействию видео и аудио.

Сам Карпентер так рассказывает историю написания музыки для фильма:

«Сценарий Хэллоуина был написан мной и Деброй Хилл примерно за 10 дней. Я подготовил финальную версию без звуковых эффектов для молодого руководителя киностудии “20th Century Fox”, который не остался в восторге после просмотра. Затем я решил сократить бюджет при помощи записи своего саундтрека без помощи сторонних композиторов. Я сочинил и исполнил партитуры для своих первых двух полнометражных фильмов: «Темная звезда» и «Нападение на 13-й участок», а также для многих студенческих фильмов. Поэтому и на этот раз не сомневался в своих способностях».
Партитура основной мелодии фильма «Хэллоуин» 1978 года

Карпентер сказал, что на него как композитора больше всего повлияли Эннио Морриконе и Бернард Херрманн, последний из которых наиболее известен музыкой к фильму «Психо», в значительной мере вдохновившему Карпентера на съёмки Хэллоуина. Ритм основной темы Хэллоуина был вдохновлен упражнением на бонго, которому Джона научил отец в 1961 году, выбивая на 5/4 раза.

«Есть смысл снимать фильм, когда видишь конечный результат», - пишет Карпентер на официальном сайте theofficialjohncarpenter.com. «Фильм приобретает нужную кондицию при взаимосвязанном просмотре картинки с музыкой. Внезапно к сырой видеозаписи без музыкальных эффектов добавляется новое дыхание. Картина обретает свой завершающий облик, и именно по нему следует оценивать эмоциональную составляющую».

Музыкальная тема на самом деле очень проста, но невероятно запоминающаяся благодаря преследующему диссонансу и мощному драйву. Карпентер неспроста использует нестандартный музыкальный размер в 5/4 со смещённой синкопой, чтобы заставить зрителя чувствовать себя тревожно в психологическом плане.

Синтезатор играет 10-нотную мелодию восьмыми нотами. Преобразование C# и F# в чистые «до» и «фа» происходит три раза, спускаясь и поднимаясь на полтона, создавая ощущение падения и выхода из исходной тональности. Такие полутоновые интервалы всегда создают диссонанс и эмоциональное напряжение.

Целые ноты на низах играют тонику и создают чувство надвигающейся гибели. Под основной мелодией также скрывается пульсирующий ритмичный ударный ряд, сочетающийся со стуком по тарелочкам шестнадцатыми нотами. Эти три партитуры создают напряжённую и диссонирующую тему, которая невероятно тревожит слушателя.

Тик-тактный характер электронного перкуссионного звука шестнадцатыми нотами предполагает неумолимое стремление Майкла убивать. Поскольку музыка звучит непрерывно и не разрешается в более определённую развязку, мы сидим в продолжительном ожидании следующей угрозы. Именно такая техника сохранения простой партитуры делает Карпентера голливудским мастером музыки для ужастиков.

Michele Darling 386 15 июня 2018 года
Рейтинг: 3/5 - 2 голосов

Другие интересные статьи


Режим ожидания Standby в ламповом усилителе

Режим ожидания Standby в ламповом усилителе

Можно ли повредить ламповый усилитель, не используя переключатель «Режим ожидания»? Время от времени таким вопросом задаются как гитаристы, так и аудиофилы. И почему эта фича есть не у всех ламповых аппаратов? Окунемся в историю и попытаемся найти истоки этой традиции.

Read More

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» – именно такое словосочетание было написано красными буквами на жёлтом наполовину оборванном листке внутри 12-струнной любопытной гитары. Она досталась мне в далёком 2000 году и была сильно потрёпана временем: треснутая верхняя дека, отсутствие двух колков и т.п.

Read More

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

«Мощная стена звука, идущая из кабинета 4/12 – мечта каждого рок-гитариста», - эту крылатую фразу можно встретить на страницах многих изданий по тематике музыкального оборудования. Она прочно запала мне в душу наряду со многими другими фетишами «гитаризма» и легла в копилку полезных идей для воплощения в будущем.

Read More