Тема «Хэллоуин»: что делает музыку такой страшной?

Halloween-knife

Музыка из фильма «Хэллоуин» 1978 года была революционной из-за авантюрного использования Джоном Карпентером первых синтезаторных инструментов, которые помогли ему создать один из самых запоминающихся и жутких саундтреков в кинематографе.

Конец 1970-х стал точкой отсчёта для электронной музыки в мире кино, поскольку ранее подобные саундтреки писались для научной фантастики, но Карпентер обнаружил, что новые синтезаторные звуки хорошо подходят для жанра horror.

Низкобюджетный фильм «Хэллоуин» стоил его создателю около 300 тысяч долларов. Карпентеру не хватало средств не только для записи оркестра, но и чтобы заплатить композитору. Поэтому он решил использовать свою собственную мелодическую зарисовку, которую сочинил в юности, когда играл в студенческих группах. Джон забронировал время в лос-анджелесской студии “Pi West”, где в сотрудничестве со звукоинженером Аланом Ховартом записал саундтрек с использованием синтезаторов.

Джон Карпентер и Алан Ховарт в студии «Pi West»

Основная сложность состояла в том, что им приходилось записывать аудиодорожку без синхронизации с видеорядом, поскольку такой технологии ещё не существовало в техническом плане. Они играли и записывали музыку при помощи секундомера, а затем синхронизировали трек с видеорядом на киностудии. И получилось весьма впечатлительно по эмоциональному воздействию видео и аудио.

Сам Карпентер так рассказывает историю написания музыки для фильма:

«Сценарий Хэллоуина был написан мной и Деброй Хилл примерно за 10 дней. Я подготовил финальную версию без звуковых эффектов для молодого руководителя киностудии “20th Century Fox”, который не остался в восторге после просмотра. Затем я решил сократить бюджет при помощи записи своего саундтрека без помощи сторонних композиторов. Я сочинил и исполнил партитуры для своих первых двух полнометражных фильмов: «Темная звезда» и «Нападение на 13-й участок», а также для многих студенческих фильмов. Поэтому и на этот раз не сомневался в своих способностях».
Партитура основной мелодии фильма «Хэллоуин» 1978 года

Карпентер сказал, что на него как композитора больше всего повлияли Эннио Морриконе и Бернард Херрманн, последний из которых наиболее известен музыкой к фильму «Психо», в значительной мере вдохновившему Карпентера на съёмки Хэллоуина. Ритм основной темы Хэллоуина был вдохновлен упражнением на бонго, которому Джона научил отец в 1961 году, выбивая на 5/4 раза.

«Есть смысл снимать фильм, когда видишь конечный результат», - пишет Карпентер на официальном сайте theofficialjohncarpenter.com. «Фильм приобретает нужную кондицию при взаимосвязанном просмотре картинки с музыкой. Внезапно к сырой видеозаписи без музыкальных эффектов добавляется новое дыхание. Картина обретает свой завершающий облик, и именно по нему следует оценивать эмоциональную составляющую».

Музыкальная тема на самом деле очень проста, но невероятно запоминающаяся благодаря преследующему диссонансу и мощному драйву. Карпентер неспроста использует нестандартный музыкальный размер в 5/4 со смещённой синкопой, чтобы заставить зрителя чувствовать себя тревожно в психологическом плане.

Синтезатор играет 10-нотную мелодию восьмыми нотами. Преобразование C# и F# в чистые «до» и «фа» происходит три раза, спускаясь и поднимаясь на полтона, создавая ощущение падения и выхода из исходной тональности. Такие полутоновые интервалы всегда создают диссонанс и эмоциональное напряжение.

Целые ноты на низах играют тонику и создают чувство надвигающейся гибели. Под основной мелодией также скрывается пульсирующий ритмичный ударный ряд, сочетающийся со стуком по тарелочкам шестнадцатыми нотами. Эти три партитуры создают напряжённую и диссонирующую тему, которая невероятно тревожит слушателя.

Тик-тактный характер электронного перкуссионного звука шестнадцатыми нотами предполагает неумолимое стремление Майкла убивать. Поскольку музыка звучит непрерывно и не разрешается в более определённую развязку, мы сидим в продолжительном ожидании следующей угрозы. Именно такая техника сохранения простой партитуры делает Карпентера голливудским мастером музыки для ужастиков.

Michele Darling 1268 15 июня 2018 года
Рейтинг: 3/5 - 2 голосов

Другие интересные статьи


Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Внешним видом «Кинап» лучше всего походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив там ручки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, где монтируются джековые разъёмы на вход и выход.

Read More

Топ-10 бесплатных сайтов для прослушивания и скачивания музыки

Топ-10 бесплатных сайтов для прослушивания и скачивания музыки

Популярные русские бесплатные сайты для скачивания музыки на флешку или телефон без регистрации. Список лучших сайтов для скачивания рингтонов и прослушивания музыки. Несмотря на повсеместную доступность выделенного интернета, многие люди предпочитают по старинке скачивать музыкальные файлы в формате mp3.

Read More

Однотакт и двухтакт: различия и особенности

Однотакт и двухтакт: различия и особенности

Популярный рассказ о двух основных разновидностях лампового усилителя. В чём разница между однотактом и двухтактом? Вопрос этот настолько технического плана, насколько и философского. Ибо рассуждение только с одной позиции кажется заранее обречённым на провал. Поскольку никакие технические подробности не разрешат проблему индивидуальных особенностей восприятия.

Read More