Обзоры музыкальных альбомов в жанре heavy metal, thrash, rock, power, gothic, doom & jazz

  • Metallica «Kill'Em All» (1983)

    «Kill'Em All» Metallica

    Этот альбом при жизни стал классикой жанра speed & thrash metal. Как и само название «Kill’em All» - притчей во языцах для многих почитателей тяжелой музыки. Дебютная пластинка группы щедро приправлена мега-риффами, которые с полным правом встали в один ряд с запоминающимися гитарными партиями Deep Purple, Led Zepellin & Motorhead. А «Seek And Destroy» музыканты группы теперь обречены играть на концертах до конца своей жизни, что они с успехом выдают на бис под конец своих шоу.

    В 1983 году такой сырой гитарный саунд был большой неожиданностью даже для поклонников жанра. Он стал свежей струей для спид-трэш металла, обозначивший дальнейшие векторы развития для многих групп, но только не для самой Металлики, которая принялась раздвигать границы жанра уже на втором альбоме.

    Примечательный факт. В 1983 году эти четверо парней в майках и рваных джинсах были в жестком андеграунде относительно глэмового мейнстрима, процветавшего в Лос-Анджелесе. Музыкальные продюсеры и критики вовсе не понимали, как музыку квартета из Сан-Франциско можно слушать и продавать. Но к концу 80-ых, выпустив ещё две эпохальные пластинки, Металлика превратилась в настоящего флагмана среди тяжелых групп. Читать далее →

    Alex Mashnev
  • Halford «Сrucible» (2002)

    Halford «Сrucible»

    Мелодика песен Хэлфорда, без сомнения, находит множество аналогий с Judas Priest. Но на этой пластинке экс-присту (на тот момент времени) удалось найти своё неповторимое звучание – это касается в первую очередь гитарного звука. Гитары настроены очень низко – на тон ниже стандартного строя, поэтому звук с намёком на брутальные направления – дэт и трэш. Однако музыкантам удалось найти «золотую середину» и выдержать оптимальный баланс между брутальностью звучания и хорошей разборчивостью.

    Гитарные партии мастерски отточены, несмотря на тяжёлый и разухабистый звук, прекрасно слышна филигранная работа каждого из инструменталистов.

    Хэлфорд поёт в своей типичной ультра-экспрессивной манере, где чистый вокал иногда переходит в крик и наоборот. На пластинке 14 вещей – каждая с запоминающейся мелодией и ритмикой. Две замечательные баллады – «She» и «Trail Of Tears» - украшают альбом, и ничуть не придают ему «оттенок попсовости» (как некоторые металлисты упрекают метальные группы за баллады.).

    Тексты изобилуют библейскими сюжетами: распятие, казнь, пытки, гонения, еретичество, предательство.

    Заметно «утяжеление» и «огрубление» музыки Хэлфорда. Впечатления при прослушивании альбома: мир – заброшенное ветхое прибежище, где прячутся всякие еретики, предатели, юродивые. Всё уже решено, человеческому выбору остаётся мало места, человек – лишь жалкая пешка в руках судьбы; страдания, непонимание, гонения – неизбежны в его жизни. Последняя песня - «Wrath Of God» - предстаёт как день страшного суда, когда Творец окончательно решил, что человек в своём развитии зашёл в тупик и начал уничтожать всё, что когда-то было создано им самим.

    Alex Mashnev
  • Bruce Dickinson «The Chemical Wedding» (1998)

    Bruce Dickinson «The Chemical Wedding»

    Данный сольник Дикинсон записал во время одного из своих уходов из Iron Maiden в 1998 году. Альбом концептуальный во всех смыслах, рассказывает о жизни средневекового алхимика, монаха, астронома, предсказателя Уильяма Блейка. Также встречаются библейские сюжеты: Иерусалим, трубы Иерихона.

    Гитарист команды Рой Зи решил установить рекорд по тяжести, поставив на место обычных гитарных струн четыре струны от баса. Получилось впечатляюще. Напоминает аврал перегруженного звука электрогитары, который так любит Сергей Маврин. Отличается он одним специфичным моментом: сухой гитарный рык, издалека напоминающий символичный саунд одного шедевра под названием «Master Of Puppets». Терзает смутное сомнение, а не один и тот же продюсер работал над этой пластинкой и «Crucible» Хэлфорда? В любом случае, изобретенный Флеммингом Расмуссеном звук тяжелой группы продолжает радовать нас во все новых и новых ипостасях.

    В целом, нельзя сказать, что абсолютно все вещи цепляют, но есть парочка совершенно забойных песенок: «The Tower», «Trumpets of Jericho», «The Alchemist», «Book of Thel». Заглавная вещь оседает в памяти только благодаря запоминающейся вокальной мелодии в припеве. Основной рифф в начале песни весьма тривиален и посредственен.

    Alex Mashnev
  • Master «Maniac Party» (1993)

    Master «Maniac Party»

    В 1993 году на студии SNS российским трэшевым монстром был записан второй англоязычный альбом. Рецензировать его достаточно сложно, так как приходится опираться только на собственные суждения и соображения.

    Алик Грановский здесь развивает музыкальную линию, которую начал ещё вместе с А.Большаковым на пластинке «Talk Of The Devil» - а именно art-thrash. Последний термин мне встретился в первый раз именно в интервью с Аликом Грановским. Этот самый многогранный и вычурный art-thrash отличается очень насыщенной и чрезвычайно сложной музыкальной структурой, постоянными сменами темпа и мелодии. Что называется, не знаешь, что тебя ждёт в следующий момент – аж дух захватывает. Достаточно необычная мелодика, где сильно стёрты грани между мелодичностью и диссонансами.

    В текстовом содержании главная тема – сумасшествие окружающего мира, где люди живут в обстановке постоянной паранойи, страдают психозом движения и неудовлетворенности. Всё это приобретает оттенок маниакальности на фоне множества человеческих несчастий – пир во время чумы, выражаясь языком Мишеля Фуко и ему подобных мыслителей.

    Наиболее удачные вещи: «Beastie Generation», «Maniac Party», «They Are Just Like Us…», инструментал «Go! », ну и конечно же очередное басовое соло Алика «Time X», которые стали уже традицией на каждом альбоме Мастера.

    Существует мнение, что два англоязычных альбома Мастера якобы оттолкнули от группы часть российской аудитории, что нисколько не приуменьшает значения этих пластинок в отечественном thrash-metal’е.

    В 1990 году редактор музыкальной рубрики молодежного журнала «МЫ» - Нина Тихонова побеседовала с Андреем Большаковым о группе и записи новой пластинки. Читать далее →

    Alex Mashnev
  • Judas Priest «Angel of Retribution» (2005)

    Judas Priest «Angel of Retribution»

    В 2005 году отцы heavy metal выпустили reunion-диск классическим составом с Робом Хэлфордом. Хэви-металлисты планеты с нетерпением ждали появления этого нового альбома. Думали, что на этот раз преподнесут Присты, отойдут ли они от своего традиционного жанра, как на «Jugulator» или «Demolition», или же будут верны старому доброму heavy. Опасения были напрасными, хотя Даунинг в интервью Darkside высказывался в духе, что перед записью у него де были опасения по поводу вокальных и композиторских кондиций Роба (якобы он столько лет занимался всякой ахинеей типа проектов «Two»).

    Очень органичный и целостный альбом от начала до конца с узнаваемым «фирменным» пристовским звучанием. Конечно, плагиатным и похожим на прежние пристовские альбомы его назвать никак нельзя. Вокал Хэлфорда как всегда на высоте, который радует нас то запредельным криком, то проникновенным пением в балладе «Angel».

    Несмотря на то, что все музыкальные ходы стиля heavy metal уже на сто раз сыграны и переиграны, данная пластинка слушается на одном дыхании, разве что на последней песне «Lochness» начинаешь сам себя спрашивать, а не подзатянули ребята?

    Уверен, если бы «Angel Of Retribution» вышел в 88-ом или в 90-ом году – альбом пришелся бы в такую мощную кассу, как «Painkiller», «Ram It Down» и «Defenders of Faith».

    Alex Mashnev
  • Labyrinth «Return to Heaven Denied» (1998)

    Labyrinth «Return to Heaven Denied»

    Данная формация из Италии продолжает славные традиции melodic heavy power metal. Мелодика в самом ествественном проявлении. И ни капли попсовости, тяжёлое искусство чистой воды. По мелодике Labyrinth 1998 года восходит к Europe. К этой линии также относятся французская Dyslesia, проект вокалиста Blind Guardian - Demons & Wizards. Никакого плагиата здесь нет, просто более современное развитие обозначенного Europe направления. Скорее всего, последние были не первыми в данной стилистике, кто-то до них начал играть в таком ключе, а Europe просто взяли и донесли эту стилистику до широких масс.

    В музыке альбома позитивная, облагораживающая атмосфера. Ни капли меланхолии, депрессии и пессимизма. Наоборот, жизнеутверждающая, вселяющая добрую надежду музыка. Это свойственно многим power группам. Есть у этой группы что-то своё сугубо индивидуальное, уникальное. В этом я убедился в течение первых пяти минут прослушивания данного альбома. Самая клёвая песня, на мой взгляд, - «Heaven denied». Остальные – тоже не промах.

    Alex Mashnev
  • Stratovarius «Stratovarius» (2005)

    Stratovarius «Stratovarius»

    Как ни печально рецензировать этот альбом классиков power metal, придётся констатировать некоторые факты. Печально то, что слушая данный опус, понимаешь, что великолепные композиторские способности гитариста Timmo Tolki в данной стилистике исчерпали себя, а именно он является главным вдохновителем новых музыкальных идей. Он изначально принёс в Stratovarius классические мелодии, которая впоследствии стала неизменной отличительной чертой группы. Malmsteen тоже играет классику, но Stratovarius преподносили это дело в более легкой для восприятия форме, которая не никак не утомляет, в отличие от Мальмстина. Хотя используют они все тот же гармонический минор: Ингви предпочитает только играть в «Ля», а Страты придумывают песни в тональности «Ми».

    Но вернёмся к альбому. Звук хороший, бесспорно. Stratovarius всегда был на уровне, начиная с дебютного альбома. Но в плане музыкальных идей абсолютная безликость: не запомнился ни один мелодический ход. Вроде что-то есть, вроде есть мелодия, но все они какие-то безликие и вторичные. Может это уже весьма закономерно, поскольку группа существует без малого 20 лет, и если двигаться в одном направлении, то рано или поздно оно исчерпывается. Скорее всего в отношении Арии это тоже касается.

    Alex Mashnev
  • Амадеус «Символ Свободы» (2007)

    Амадеус «Символ Свободы» (2007)

    Дебютный опус омской heavy-thrash банды, образовавшейся ещё в 2000 году. Но проблемы с составом, репетиционной базой и музыкальными шатаниями не давали группе записать полноценный альбом.

    И вот долгожданный дебют перед нами. 10 вещей, две из которых – инструментал. Первый инструментал – просто шедевр: мрачноватое вступление, за которым следуют скоростные соло-запилы, впечатляющие своей техничностью даже искушённых скоростных металлистов (слабонервным лучше не слушать). Следует отдать должное гитаристам команды – Денису Мишину и Алексею Черепку – лабают они не хило, причём как в студийном, так и в «живом» варианте. Одна баллада – «На руинах любви» - с лучшей, на мой взгляд, вокальной мелодией на альбоме. Остальные вещи – скоростные боевики в лучших традициях heavy thrash power. Замечены также попытки вторгнуться в black зону – в окончании песни «Тайны Пирамид». Также ребята увлекаются восточной музыкальной тематикой, используют гармонический минор в таких вещах, как «Тайны Пирамид», «Инструментал» №2».

    Теперь о звуке. Местами складывается впечатление, что записан он не в провинции по названием Омск, а где-нибудь в буржуйской студии с продвинутым саундпродюсером. Саунд впечатлил при первом прослушивании, и до сих пор продолжает это делать. Отлично слышна работа ритм-секции, слаженно играют ударные и бас. Гитарный звук тоже радует – чисто такой трэшовый (на риффах, естественно). Если в целом судить, то звук не как у Металлики или Judas Priest – это понятно. Но реально какой-то по-своему фирменный. По-нашему. В Омске умеют выплавлять «правильный» во всех отношениях металл.

    Не знаю, как они сами именуют свой стиль, но от нескольких посвящённых я слышал, что есть и элементы power у этой группы. Кто знает, может быть… Я лично power как такового на этой пластинке не обнаружил, если отталкиваться от таких классиков, как Blind Guardian, Helloween, Gamma Ray, HammerFall. Хотя есть некоторые оттенки power в песне «Бой Часов» - но это первая вещь группы. Судя по остальным вещам, впоследствии у группы наметилась тенденция к «трэшеризации». Я бы назвал стиль группы как heavy thrash, причём именно с трэшевой основой.

    Alex Mashnev
  • Adolf Castle «Really Crazy Germans» (1995)

    Adolf Castle «Really Crazy Germans»

    «Альбом, ставший пионером отечественного power в 1995-ом», - как сообщает нам журнал Deathrider, выпуск 2000 года. Прослушав альбом собственно своими ушами, усомнился я в этом высказывании. Это всё равно, что Dyslesya назвать трэшем… «Really crazy germans» - ни что иное, как heavy thrash, причём основа – именно heavy. Thrash наиболее отчётливо прослеживается в песне «Iron Riders». «Heart of Spring» - великолепная баллада, а композиция «Vilisa» по вокалу чем-то напомнила незабвенного Ronnie James Dio. Музыка этой вещи возродила в памяти, как ни странно, творчество милой романтической девушки с грустными глазами по имени Enya.

    Звук на пластинке – не сказать, что фонтан, но для начинающего проекта, дебюта группы всё-таки не плохо. Мне показалось, глуховато звучит в некоторых местах, высоких частот, тарелочек и хай-хэтов местами не хватает. Правда это был одновременно и последний альбом данной команды, поскольку по непроверенным данным вокалист Ди Трой поссорился с гитаристом, и проект приказал долго жить. Ну да ладно. Как писали весёлые ребята из Deathrider’а: «Пословица гласит: “Злиться на экс-вокалиста Castle Ди Троя, всё равно что злиться на эрегированный член, который мешает спать по ночам”». На том и закончим про Castle.

    Alex Mashnev
  • Rage «Soundchaser» (2003)

    Rage «Soundchaser»

    Один из лучших альбомов Rage, - по справедливому замечанию лидера группы Пиви Вагнера, - ветеранов немецкого melodic speed thrash metal. Записан альбом в студии Виктора Смольского VPS. На этой студии сводился «Реки времён» Кипелова – не поэтому ли, задумываюсь я частенько, звук этих альбомов так похож друг на друга. Не обвиняю, конечно, две мои любимые группы, но звук определённо из одного разряда. При этом стиль Кипелова обычно именуется hard’n’heavy, а Rage – это melodic speed thrash. Поэтому лучше не заморачиваться на всех этих стилистических разграничениях, надо просто слушать хорошую тяжёлую музыку, в конце концов.

    В начале 90-ых Пиви отказался от высокого вокала, который был так моден в 80-ых годах, и стал петь более низко и басовито. «Soundchaser» сохраняет эту тенденцию. Хотя записан он был уже значительно позднее – в 2003 году. По музыке этот альбом напористый, мелодичный, достаточно скоростной, с массой соляков Смольского. Впрочем, данные эпитеты можно пристроить к любому альбому Rage, поскольку мелодика у них никогда не терялась. Скорее всего, здесь сказалось классическое наследие Пиви Вагнера (всё-таки учился играть он на классической гитаре). Всё то же можно сказать и о Викторе Смольском.

    Одним словом, «Soundchaser» - для подлинных поклонников Rage.

    Alex Mashnev
  • Виктор Смольский «The Heretic» (2000)

    Виктор Смольский «The Heretic»

    Первый сольный альбом поистине виртуозного разнопланового гитариста Виктора Смольского, вышедший в начале 2000 года, записанный совместно с Белорусским симфоническим оркестром и музыкантами немецкой группы Rage.

    Виктор представил на этом альбоме достаточно мрачную средневековую камерную музыку, где звучит электрогитара (иногда почти как скрипка на фоне симфонических фрагментов), речевые вставки на английском и русском языке, различного рода импровизации, фоновые звуки (звук камина, колокола, крики сжигаемых на кострах еретиков и другое).

    Основная концептуальная тема, заложенная в альбоме – еретические движения в средневековой Европе и борьба инквизиции с ними. Музыка естественно соответствует этой идее. Вещи весьма динамично сплавлены друг с другом: одна композиция плавно переходит в другую. Это как у Pink Floyd на альбоме «Dark Side Of The Moon» - это единое музыкальное полотно, где нельзя слушать выборочно там одну песню, потом там - другую. Весь альбом нужно слушать целиком и полностью, чтобы сложилось целостное представление о произведении.

    Советую всем любителям гитарной инструментальной музыки, а также меломанам, у которых есть тяга к готике и классике.

    Alex Mashnev
  • Yngwie J. Malmsteen «Eclipse» (1990)

    Yngwie Malmsteen «Eclipse»

    Самый чаще всего слушаемый альбом Мэлмстина у вашего покорного слуги. В нескольких интернетных статьях встречал я отрицательные отзывы в адрес плохонького вокала и дёрганых пассажей Ингви. И считаю наоборот, это органичное переплетение крутых гитарных наворотов и прекрасных мотивов вокалиста Goran’а Edman’а. Гитарная техника разбавляется коммерческими хард-роковыми композициями. Но коммерческие вещи не обязательно могут быть плохими. К тому же у Ингви свои представления, какой должна быть классика в современной обработке.

    И пусть некоторые посвящённые упрекают Мэлмстина в избитости и однообразности исполняемой музыки. Всё-таки Ингви был первым гитаристом, который начал играть нео-металл (или бах’н’ролл). А преданность стилю на протяжении всей карьеры зачастую может быть полезнее, чем всевозможные эксперименты от альбомы к альбому. Этой привилегии достойны лишь избранные: такие как Metallica, например.

    Когда в Швеции появился уникум по имени Ингви, с тех пор дорога в ад рок-н-ролла устлана многочисленными трупами гитаристов, пытающихся скопировать стиль и технику Мэлмстина. В этом плане тот же Зинчук куда более вторичен.

    Для знакомства с творчеством Ингви лучше всего подходят два альбома: «Rising Force» и «Eclipse».

    Alex Mashnev
  • Attention

    Эти рецензии я писал в далеком 2007 году для самиздатовского журнала Darkmania, издававшегося ограниченным тиражом в городе Южноуральске. С тех пор много воды утекло, и кое-какие тексты уже морально устарели. За что прошу меня извинить и не судить строго. Я старался как мог. На сегодняшний день мои писательские скиллы заметно улучшились, обещаю совершенствоваться и впредь.