Ламповый предусилитель на 6н2п

Ретроаудио преамп

Для чего нужен ламповый предварительный усилитель с регулировками тембра и громкости? Можно ли собрать самому несложную схему для использования в составе домашнего звуковоспроизводящего комплекса? Об этом мы поговорим в данной статье и попытаемся ответить на самые основные вопросы.

Меня заставило задуматься о необходимости аудиопреампа отсутствие такового между cd-проигрывателем и оконечным усилителем (мощником). В звуке ощущался явный недостаток низких и значительный избыток высоких частот. Нужно было делать либо тонкомпенсацию у мощника, либо преамп после сд-деки. Было очевидно, что первый вариант не оправдает всех потребностей в регулировке тембра, поэтому решено было собрать простенькую схему на отечественных лампах 6н2п. Весьма приглянулся темброблок в схеме Сергея Сергеева, но усилительный каскад в такой интерпретации я впервые видел, поскольку привык к более традиционным входным каскадам, где сигнал с анода первого триода подается на сетку второго, к обратной связи тоже особых претензий не имею. В общем, было решено совместить воедино мой любимый драйвер и симметричную регулировку тембра Сергеева. К аноду второго триода я прицепил пассивную часть на переменных резисторах.

Схема лампового предусилителя 6н2п с темброблоком

В темброблоке применена общеизвестная схема пассивного регулятора тембра П. Баксандала, когда с движка регулятора ВЧ сигнал подается сразу на выход, и через резистор 6.2к происходит разделение частот перегиба ВЧ и НЧ. Возможно, в данной схеме не хватает выходного каскада на двойном триоде, для понижения выходного сопротивления и согласования с различными типами последующих устройств. В транзисторных схемах он называется эмиттерным повторителем. В ламповых, право не знаю, аналогичного наименования. Я использовал три сдвоенных переменных резистора от усилителя «Амфитон». Один на громкость (50кОм) и два на тон (100кОм).

Схема блока питания на KBU

В блоке питания нашли применение зелёные советские трансформаторы, которые в свое время клепались советской радиоэлектронной промышленностью, похоже, в несметных количествах, если до наших дней дошло столько полностью пригодных экземпляров. ТА24-17 – анодный, и ТН4-127 – накальный трансформаторы. Схема блока питания в общих чертах была взята от лампового усилителя на 6п14п. Она состояла из диодной сборки KBU, пары электролитов, шунтирующих пленочных конденсаторов и понижающими резисторами в плюсовой ветке питания.

Блок питания и звуковая схема были спаяны на двух небольших платах из стеклотекстолита. Звуковую плату я смонтировал вертикально, чтобы лампы 6н2п крепились в панелях горизонтально, поскольку высота корпуса не позволяла поставить их гетерами наверх. Еще была идейка просверлить отверстия в нижней стенке из девятислойной фанеры, но в ходе прослушивания музыки стало понятно, что даже верхняя металлическая стенка не сильно греется. Так исчезла потребность в дополнительном обеспечении теплоотвода.

Монтаж лампового предварительного усилителя на 6н2п с темброблоком

Я собрал боковые и нижнюю стенку из девятислойной фанеры, и покрасил их красной нитроэмалью. Передняя, задняя и верхняя стенки выпиливались из металлического листа 2мм толщиной. Вполне себе приличный такой корпус в стиле ретро получился. Сейчас бы я уже просто заказал бы готовый металлический корпус со специальными отверстиями под лампы. А в те далекие времена жалко было и денег, и времени ждать изготовленный другим человеком специальный бокс. Поэтому в ход шли любые ассоциации с виденными когда-либо на фото ламповыми радиолами и приемниками. Впрочем, мне лично всегда нравились такие аппараты внешним дизайном, магическим ламповым свечением за декоративными сетками, большими рычагами тумблеров и клювообразными крутилками.

Качество звука лампового преампа

Немного о звуке. Низы конечно приподнять можно было весьма ощутимо, что и требовалось от данного аппарата. ВЧ-регулятор всегда оставался на 12-часов. Вкупе с двухтактным аппаратом на 6п14п и двухполосными полочниками на динамиках Ciare – мне вполне хватало ощутить всю прелесть объемного лампового звучания на пластинках Pink Floyd, David Gilmour, Stanley Clark, Robert Plant, Beatles и других.

Бюджетная аудиосистема с ламповым предусилителем 6н2п и оконечником 6п14п

Единственный минус заключался в приличном фоне, идущем от этого простенького устройства. Его удалось уменьшить за счет сопротивлений 100 Ом, включенных параллельно накальным обмоткам. Достоверно замечено, что фон в правом канале был ощутимо сильнее, чем в левом. Это и понятно, если взглянуть на фото внутренностей, то видим идущие прямо под правой лампой провода накала. Сейчас уже не вспомню, почему я не провел эти накальные провода справа от транса и по нижнему углу к дорожкам печатной платы. Может быть, побоялся близости входной цепи, или места не было для проводов справа от накального транса. Немалую толику в общий фон добавлял наполовину деревянный корпус. Лучше всего делать такие девайсы полностью в металлическом боксе, на который следует заземлять общую шину, как в гитарных преампах и примочках. Здесь нет такого сумасшедшего усиления в тысячу раз, да и сигнал после сд-проигрывателя куда сильнее, тем не менее, общие правила уменьшения помех  в звукоусилительных устройствах никто не отменял.

Alex Mashnev 3206 1 декабря 2018 года
Рейтинг: 4/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи


Электрогитары-реплики известных рок-музыкантов

Электрогитары-реплики известных рок-музыкантов

Далеко не все гитарные маэстро взошли на подиум славы рок-н-ролла с именитыми брендовыми инструментами. Здесь приводятся пять известных гитаристов, которые сделали музыкальную карьеру с инструментами кустарного или мелкосерийного производства. Гитара – это всего лишь средство передачи музыкальных идей. Искусство создаёт художник, а не инструмент.

Read More

Tube Screamer TS-9, описание принципиальной схемы

Tube Screamer TS-9, описание принципиальной схемы

Выбор подходящей схемы «Ibanez Tube Screamer TS-9» и сборка легендарной грелки для лампового усилителя. Особенности монтажа и подбор альтернативных номиналов. Простой функционал, запоминающийся дизайн и классический винтажный овердрайв, одинаково хорошо выдающий соло партии и аккорды с удивительной отчётливостью.

Read More

Топ-13 педалей эффектов всех времен

Топ-13 педалей эффектов всех времен

Обратный отчет популярных гитарных педалей по версии журнала Guitar.com, которые появились в золотой век электрогитары с 1960 по 1990 годы. Уже более полувека гитаристы разных стилей нажимают на свои любимые педали, чтобы ощутить и донести индивидуальный и неповторимый звук до слушателя.

Read More