Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

Гитарный кабинет Eminence Cannabis Rex

«Мощная стена звука, идущая из кабинета 4/12 – мечта каждого рок-гитариста», - эту крылатую фразу можно встретить на страницах многих изданий по тематике музыкального оборудования.  Она прочно запала мне в душу наряду со многими другими фетишами «гитаризма» и легла в копилку полезных идей для воплощения в будущем. 

Время шло, воздух в моей комнате сотрясали в основном маленькие 15-30 ваттные комбики с динамиками от шести до десяти дюймов. Когда выпало счастье поиграть на серьёзном аппарате Laney LC50-112, все эти маленькие комбики для начинающих разом стали игрушечными ведрами. В ходе ежедневных прослушиваний гитарных педалей на работе в АМТ, мой слух настолько привык к этому взрослому объемному звуку 12-дюймового динамика, что никакой другой вариант с меньшим динамиком и запасом мощности уже не соответствовал устоявшемуся стандарту качества звука.

AMT Valve Head & Cabinet

Работая в АМТ, мне посчастливилось услышать действительно хорошие гитарные аппараты: Hughes & Kettner, Mesa Boogie, Fender, Carvin Legacy, Ampeg и многие другие именитые бренды. К нам приносили в ремонт разное гитарное оборудование достаточно известные омские музыканты. В основном это были усилители, кабинеты, педали и процессоры. Электрогитары – крайне редко, только в случае замены электроначинки, перепайки потенциометров или замены звукоснимателей. Как известно, омский мастер Игорь Калашников осуществляет более квалифицированный ремонт и изготовление электрогитар, а компания АМТ специализируется на радиомонтажных работах и производстве преимущественно гитарных педалей.  Ламповую голову и гитарный кабинет 12” под крокодилову винилискожу они в то время произвели в единичном экземпляре для собственного использования.  

Все эти handcrafted штуки только усиливали желание сделать что-то подобное самому и не давали мне покоя. В то время я был оголтелым энтузиастом всего этого радиоэлектронного хобби, сборки оборудования для электрогитары. Хотя сборка «примочек» как-то особо уже не привлекала: хотелось темы более серьёзной и фундаментальной, такой как ламповые усилители и обтянутые винилискожей кабинеты. Впрочем, и те же преампы могут иметь ценность и спрос ничуть не меньший, нежели приведённые «серьёзные дела».

Внутренняя отделка кабинета Eminence Cannabis Rex

Изготовление корпуса из ДСП

Собственно, кабинет я начал собирать из мебельной ДСП в декабре 2008 года. Пилил всё вручную ножовкой, поскольку электролобзик приобрел уже значительно позже. Внутри крепёжные бруски дополнительно приклеивал на ПВА, прежде чем прикручивать их саморезами к панелям.  Никаких расчётов по объёмам изначально не делал. Знающий толк в таких делах читатель только улыбнётся на этом моменте текста. В то время я считал, что внутренние объёмы в тех же комбиках всегда немного съедаются за счёт трансформаторов, выходных ламп и пружинного ревербератора. Взять те же звукопоглощающие материалы внутри акустических систем для прослушивания музыки. Но здесь большее значение имеет общий объём ящика, а не внутреннее наполнение.

В общем, я сделал ящик по максимально возможным размерам ДСП-панелей и особо не запаривался. Есть же такая акустика размером с приличный шкаф и динамиками 12-15 дюймов, хотя по пропорциям, если разобраться, для таких шкафов требуются лопухи по 20-30 дюймов. Лучше оставлю эту тему звукоинженерам и не буду дальше лить непонятную воду…

В качестве наружного оформления был выбран чёрный карпет, купленный на авторынке омской оптовки. Вариант конечно весьма сомнительный, поскольку данный материал больше подходит для внешнего оформления автомобильной акустики, сценических порталов и мониторов. Но в то время я слабо отдавал себе отчёт в целесообразности именно этого материала, и просто решил, что сделаю так ради отличия перед всеми остальными гитарными кабинетами, нормальным тоном которых является обшивка винилискожей.

Открытая задняя стенка кабинета Eminence Cannabis Rex

Влияние открытой задней стенки на звук

Я решил сделать вариант с открытой задней стенкой, поскольку одно время проводил длительные опыты с комбиком “Ibanez TB15R” посредством многократных откручиваний и прикручиваний задней стенки. В результате чего было отмечено, что с закрытой задней стенкой звучание более плотное и чёткое, немного сдавленное, но более отзывчивое по динамике – эти качества подходят для записи риффов и ритмических партий в целом. Открытая задняя стенка делает звук более объёмным и панорамным – а это несомненные преимущества для чистого звука и соло партий, когда возможности ревера раскрываются более полно. Конечно, в студиях можно нарулить абсолютно всё что угодно, но в условиях дома и репетиционной базы такие первичные ощущения будут более естественными.

В то время мне нравилось играть преимущественно разные джазовые темы на чистом звуке полуакустической гитары “Greg Bennett Royal”, поэтому предпочтение было отдано в пользу кабинета с открытой задней стенкой.

Выбор подходящего динамика

Выбор проходил между двумя названиями: Eminence vs Jensen. “Celestion Vintage 30” я слушал каждый день на работе в комбике Laney, звучание которого мне со временем всё меньше подходило по ощущениям. Этот аппарат скорее для всяких хард-роковых дел типа Black Sabbath и Led Zeppelin. Абсолютно не тот вариант чистого звука, да и жёсткий перегруз внешних преампов звучит через него всё равно с уклоном в hard.  Поэтому трэш и жёсткий металл на нём играть навряд ли будет уместно.  Всё-таки название говорит само за себя и подходит скорее для всяких винтажных тем, вроде ZZ top (кстати, звучит максимально приближенно к оригиналу). Вероятно дело скорее в усилителе и преампе Laney, а не в динамике Celestion. Тем не менее, последний вариант тоже автоматически отпал.

Оставалось два конкурента, как уже писал: Eminence vs Jensen – несомненно стоящие на одной ступени пьедестала, и я ни в коем разе не собираюсь навешивать ярлыки типа «плохой» и «хороший». Дело, прежде всего, в субъективных предпочтениях.

Jensen выдаёт более выраженную середину и небольшой срез по пресловутой «верхней середине» (ну не напишешь же, по высоким частотам, поскольку у гитарного динамика идет спад после 5 кГц). Я слушал пару наименований Jensen, не помню уже какие, но они тоже отпали.

Оставался последний пациент – Eminence, а именно: Manowar, Legend V12, Private Jack и Cannabis Rex. Метод отбора происходил посредством прикручивания каждого динамика в кабинет и слуховых ощущений от игры.

Таким образом, я вполне естественно остановился на наиболее подходящем варианте, и с тех пор ни разу не усомнился в “Eminence Cannabis Rex”. Кабинет с таким динамиком прекрасно сочетается с полуакустической гитарой и ламповым усилителем на 6п14п. Играть на чистом звуке босса-нову и джаз – одно удовольствие. Это притом, что в качестве преампа я использовал транзисторный комбик “Ibanez TBX30R”, в котором реализовал цепь разрыва на петлю эффектов. С выхода “send” сигнал подавался на оконечный усилитель с выходными лампами 6п14п, и после этого – на кабинет.

Использование в качестве предварительного усилителя “SS-20” дало ещё более ошеломительные результаты, всё-таки динамика и высокие частоты лампы дают фору в гитарном усилении по сравнению с полностью транзисторными преампами. Полагаю, любой рэковый ламповый преамп вкупе с моим кабинетом и ламповым оконечником запросто могли унести меня прямиком в нирвану без всяких медитаций. Чего уж поделать, да, искушённые гитаристы и аудиофилы – не совсем нормальные люди, бесконечно задвигающиеся на своих темах, неустанно ищущие свой звук и открывающие одну Америку за другой.  

Впрочем, некоторые из таких людей вовремя останавливаются и понимают, что всё это – бесконечные путешествия по собственным субъективным впечатлениям. Тем не менее, процесс этот очень приятный, главное – наличие свободных средств на все эти забавы, и можно сколько угодно писать новые статьи и выражать свои мысли в словесных образах.

Alex Mashnev 5221 30 июня 2018 года
Рейтинг: 4.3/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи