«Мощная стена звука, идущая из кабинета 4/12 – мечта каждого рок-гитариста», - эту крылатую фразу можно встретить на страницах многих изданий по тематике музыкального оборудования. Она прочно запала мне в душу наряду со многими другими фетишами «гитаризма» и легла в копилку полезных идей для воплощения в будущем.
Время шло, воздух в моей комнате сотрясали в основном маленькие 15-30 ваттные комбики с динамиками от шести до десяти дюймов. Когда выпало счастье поиграть на серьёзном аппарате Laney LC50-112, все эти маленькие комбики для начинающих разом стали игрушечными ведрами. В ходе ежедневных прослушиваний гитарных педалей на работе в АМТ, мой слух настолько привык к этому взрослому объемному звуку 12-дюймового динамика, что никакой другой вариант с меньшим динамиком и запасом мощности уже не соответствовал устоявшемуся стандарту качества звука.
Работая в АМТ, мне посчастливилось услышать действительно хорошие гитарные аппараты: Hughes & Kettner, Mesa Boogie, Fender, Carvin Legacy, Ampeg и многие другие именитые бренды. К нам приносили в ремонт разное гитарное оборудование достаточно известные омские музыканты. В основном это были усилители, кабинеты, педали и процессоры. Электрогитары – крайне редко, только в случае замены электроначинки, перепайки потенциометров или замены звукоснимателей. Как известно, омский мастер Игорь Калашников осуществляет более квалифицированный ремонт и изготовление электрогитар, а компания АМТ специализируется на радиомонтажных работах и производстве преимущественно гитарных педалей. Ламповую голову и гитарный кабинет 12” под крокодилову винилискожу они в то время произвели в единичном экземпляре для собственного использования.
Все эти handcrafted штуки только усиливали желание сделать что-то подобное самому и не давали мне покоя. В то время я был оголтелым энтузиастом всего этого радиоэлектронного хобби, сборки оборудования для электрогитары. Хотя сборка «примочек» как-то особо уже не привлекала: хотелось темы более серьёзной и фундаментальной, такой как ламповые усилители и обтянутые винилискожей кабинеты. Впрочем, и те же преампы могут иметь ценность и спрос ничуть не меньший, нежели приведённые «серьёзные дела».
Изготовление корпуса из ДСП
Собственно, кабинет я начал собирать из мебельной ДСП в декабре 2008 года. Пилил всё вручную ножовкой, поскольку электролобзик приобрел уже значительно позже. Внутри крепёжные бруски дополнительно приклеивал на ПВА, прежде чем прикручивать их саморезами к панелям. Никаких расчётов по объёмам изначально не делал. Знающий толк в таких делах читатель только улыбнётся на этом моменте текста. В то время я считал, что внутренние объёмы в тех же комбиках всегда немного съедаются за счёт трансформаторов, выходных ламп и пружинного ревербератора. Взять те же звукопоглощающие материалы внутри акустических систем для прослушивания музыки. Но здесь большее значение имеет общий объём ящика, а не внутреннее наполнение.
В общем, я сделал ящик по максимально возможным размерам ДСП-панелей и особо не запаривался. Есть же такая акустика размером с приличный шкаф и динамиками 12-15 дюймов, хотя по пропорциям, если разобраться, для таких шкафов требуются лопухи по 20-30 дюймов. Лучше оставлю эту тему звукоинженерам и не буду дальше лить непонятную воду…
В качестве наружного оформления был выбран чёрный карпет, купленный на авторынке омской оптовки. Вариант конечно весьма сомнительный, поскольку данный материал больше подходит для внешнего оформления автомобильной акустики, сценических порталов и мониторов. Но в то время я слабо отдавал себе отчёт в целесообразности именно этого материала, и просто решил, что сделаю так ради отличия перед всеми остальными гитарными кабинетами, нормальным тоном которых является обшивка винилискожей.
Влияние открытой задней стенки на звук
Я решил сделать вариант с открытой задней стенкой, поскольку одно время проводил длительные опыты с комбиком “Ibanez TB15R” посредством многократных откручиваний и прикручиваний задней стенки. В результате чего было отмечено, что с закрытой задней стенкой звучание более плотное и чёткое, немного сдавленное, но более отзывчивое по динамике – эти качества подходят для записи риффов и ритмических партий в целом. Открытая задняя стенка делает звук более объёмным и панорамным – а это несомненные преимущества для чистого звука и соло партий, когда возможности ревера раскрываются более полно. Конечно, в студиях можно нарулить абсолютно всё что угодно, но в условиях дома и репетиционной базы такие первичные ощущения будут более естественными.
В то время мне нравилось играть преимущественно разные джазовые темы на чистом звуке полуакустической гитары “Greg Bennett Royal”, поэтому предпочтение было отдано в пользу кабинета с открытой задней стенкой.
Выбор подходящего динамика
Выбор проходил между двумя названиями: Eminence vs Jensen. “Celestion Vintage 30” я слушал каждый день на работе в комбике Laney, звучание которого мне со временем всё меньше подходило по ощущениям. Этот аппарат скорее для всяких хард-роковых дел типа Black Sabbath и Led Zeppelin. Абсолютно не тот вариант чистого звука, да и жёсткий перегруз внешних преампов звучит через него всё равно с уклоном в hard. Поэтому трэш и жёсткий металл на нём играть навряд ли будет уместно. Всё-таки название говорит само за себя и подходит скорее для всяких винтажных тем, вроде ZZ top (кстати, звучит максимально приближенно к оригиналу). Вероятно дело скорее в усилителе и преампе Laney, а не в динамике Celestion. Тем не менее, последний вариант тоже автоматически отпал.
Оставалось два конкурента, как уже писал: Eminence vs Jensen – несомненно стоящие на одной ступени пьедестала, и я ни в коем разе не собираюсь навешивать ярлыки типа «плохой» и «хороший». Дело, прежде всего, в субъективных предпочтениях.
Jensen выдаёт более выраженную середину и небольшой срез по пресловутой «верхней середине» (ну не напишешь же, по высоким частотам, поскольку у гитарного динамика идет спад после 5 кГц). Я слушал пару наименований Jensen, не помню уже какие, но они тоже отпали.
Оставался последний пациент – Eminence, а именно: Manowar, Legend V12, Private Jack и Cannabis Rex. Метод отбора происходил посредством прикручивания каждого динамика в кабинет и слуховых ощущений от игры.
Таким образом, я вполне естественно остановился на наиболее подходящем варианте, и с тех пор ни разу не усомнился в “Eminence Cannabis Rex”. Кабинет с таким динамиком прекрасно сочетается с полуакустической гитарой и ламповым усилителем на 6п14п. Играть на чистом звуке босса-нову и джаз – одно удовольствие. Это притом, что в качестве преампа я использовал транзисторный комбик “Ibanez TBX30R”, в котором реализовал цепь разрыва на петлю эффектов. С выхода “send” сигнал подавался на оконечный усилитель с выходными лампами 6п14п, и после этого – на кабинет.
Использование в качестве предварительного усилителя “SS-20” дало ещё более ошеломительные результаты, всё-таки динамика и высокие частоты лампы дают фору в гитарном усилении по сравнению с полностью транзисторными преампами. Полагаю, любой рэковый ламповый преамп вкупе с моим кабинетом и ламповым оконечником запросто могли унести меня прямиком в нирвану без всяких медитаций. Чего уж поделать, да, искушённые гитаристы и аудиофилы – не совсем нормальные люди, бесконечно задвигающиеся на своих темах, неустанно ищущие свой звук и открывающие одну Америку за другой.
Впрочем, некоторые из таких людей вовремя останавливаются и понимают, что всё это – бесконечные путешествия по собственным субъективным впечатлениям. Тем не менее, процесс этот очень приятный, главное – наличие свободных средств на все эти забавы, и можно сколько угодно писать новые статьи и выражать свои мысли в словесных образах.