Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п

Peva-10

После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 Χ 12.

Такое желание одолело и меня в 2008 году, но за отсутствием денег на профессиональный аппарат, я начал искать пути к материальному воплощению этой идеи более доступными средствами. Поскольку опыт сборки микросхемных усилителей мощности, светомузыки и гитарных эффектов позволял ближе познакомиться и с ламповой схемотехникой.

Осенью 2009 года, вдохновившись рэковым стерео усилителем «Peta-10» от компании «AMT Electronics», я решил собрать гитарный оконечник по аналогичной схеме, которая больно напоминала схему Fender Blues Junior. Этот фактор, конечно же, только прибавлял весомости данной задумке.
Хотя, стоит признать, самым первым знакомством с лампой был проект по переделке усилителя от киноустановки «Ломо 90У-2». Зверь был похож на советскую хлебницу, однако приобрёл к себе на борт два тумблера включения, индикаторную лампочку и джеки 6.3 на вход и выход. 

Схема Fender Blues Junior достаточно проста для неискушенного в лампе радиолюбителя, не требует сложной отстройки, кроме установки напряжения смещения. Подбор ламп в такой бюджетной схеме тоже не является обязательным. Вместо 12ax7 и El84 ставятся отечественные 6н2п и 6п14п без всяких доработок. Единственное, накал для 6н2п нужен 6 В, а не 12 – как для 12ах7.

Ламповая голова ручной сборки Peva-10

В итоге у меня получилась такая схема двухтактного усилителя на 6п14п с автосмещением, отличающаяся полезными дополнениями в блоке питания. А именно, RC цепью в первичной обмотке силового трансформатора, которая гасит щелчёк при включении/выключении усилителя. В накальные обмотки я поставил резисторы 100R/0,5W, что снизило в несколько раз низкочастотный фон 50 Гц, слышимого в динамике. Ещё рекомендуется провода накала перекручивать друг с другом для дальнейшего понижения помех. Эту инновацию я проверил на своём опыте - 100% подтверждённый факт.

В выборе трансформаторов предпочтение было отдано советским ТН-36 и анодному зелёному собрату из серии ТА. Выходной трансформатор на железе ТП-30 мне любезно предоставил Маричев С.Н.
Я нашёл лист дюрали и, недолго думая, решил использовать его в качестве шасси. Навесной монтаж был выполнен на лепестках ламповых панелей и на пластиковых клеммах (всё-таки все элементы не разместишь на лепестках, как бы этого не хотелось).

Регулировок никаких не предусматривалось, потому что изначально эта функция отводилась для предварительного усилителя. Этим объясняется и следующее решение: входной и выходной джеки 6.3 тоже убраны на заднюю панель. Фейс аппарата получался выдержанным в стиле технического минимализма: кнопки включения накала и анодного и индикаторная лампочка. Как показала практика использования, никакие крутилки на переднй панели особо и не требуются. При желании можно поставить на вход потенциометр 100 К с логарифмической зависимостью для регулировки громкости. Здесь всё зависит от ваших технических задач.

Я подключал гитару вначале в комбик «Ibanez Tone Blaster 30R», в котором реализовал цепь разрыва «send & return», после джека возврата с петли эффектов впаял потенциометр громкости, который убирался в ноль. Таким образом, сигнал снимался с предварительного усилителя этого комбика и подавался на вход лампового оконечника, выход которого был законнектен с гитарным кабинетом, оборудованным 12-дюймовым динамиком Eminence Cannabis Rex.

Guitar stack

Результат первого лампостроительства удовлетворил на все 100%. И по объёму, и по громкости, и по передаче высоких частот. Транзисторный оконечник комбика я больше никогда не использовал. Настолько он казался беднее обертонами по сравнению с лампой. А вот преамп комбика со встроенным ревером, в принципе, выдавал вполне сносное звучание. Даже для джазовой игры на полуакустике Greg Bennett Royal.

Итак, изготовление лампового усилителя своими руками - это не сложнее сборки TDA7294, главное здесь сводится к поиску и выбору качественного выходного трансформатора и отстройке напряжения смещения. Если же схема с автосмещением - тогда дело ещё проще, нужно подобрать только резисторы в катодной цепи.

Alex Mashnev 3813 26 мая 2018 года
Рейтинг: 4.2/5 - 5 голосов

Другие интересные статьи


Основы пайки радиодеталей для новичков

Основы пайки радиодеталей для новичков

Знание паяльного ремесла открывает дверь в мир DIY-творчества, но есть некоторые советы по тому, как делать это наилучшим образом. Возможно, мы считаем само собой разумеющимся, что все знают искусство правильной пайки, но даже те из нас, кто паял годами, могут узнать что-то новое.

Read More

Запись и микширование акустической гитары

Запись и микширование акустической гитары

Бывают такие моменты в звукозаписи, когда акустическая гитара прекрасно звучит в сольных партиях с вокалом, но теряется в миксе полноценных песен с группой и множеством других инструментов. Многие музыканты пытаются сделать более читаемым звучание акустической гитары в своих домашних студиях, не прибегая к услугам профессиональных звукоинженеров.

Read More

Электрогитары-реплики известных рок-музыкантов

Электрогитары-реплики известных рок-музыкантов

Далеко не все гитарные маэстро взошли на подиум славы рок-н-ролла с именитыми брендовыми инструментами. Здесь приводятся пять известных гитаристов, которые сделали музыкальную карьеру с инструментами кустарного или мелкосерийного производства. Гитара – это всего лишь средство передачи музыкальных идей. Искусство создаёт художник, а не инструмент.

Read More