Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Переделка Кинапа под гитарное звукоусиление

А какой ещё советский ламповый аппарат лучше всего подойдёт для  знакомства с техникой подобного рода? «Прибой» и «Биг» всё-таки не так широко распространены на просторах бывшего СССР. Видать, усилители для киноустановки изготавливались большими партиями по просьбам трудящегося населения и полностью находили себе применение в бытовых целях и малых залах нашей необъятной.

В 2009 году на омской оптовке мною был куплен экземпляр 1983 года, не такой древний, конечно, какие попадались авторам статей по переделке этой хлебницы для передвижной киноустановки. Но тем лучше было его техническое состояние. Электролиты же во всех экземплярах, доживших до сегодняшнего дня, одинаково мёртвые в 100 % случаев.

Моно вариант данного усилителя автоматически предопределил его дальнейшую судьбу. А именно, многочисленные переделки под гитарное звукоусиление. И внешним видом «Кинап» лучше всего  походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив в заводских отверстиях регулировки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, которые безжалостно выкручиваются и выбрасываются на помойку. На их место ставится гетинаксовая пластина, в которой крепятся джековые разъёмы на вход и выход.

Пролистав страницы две в поисковой выдаче по запросу «Ломо 90У-2», я решительно вернулся к самой первой позиции на «Magictubes». Вариант переделки от земляка Л. Борисова склонил в свою сторону доступным объяснением и ясной как день схемой доработки. Она предназначается для озвучивания музыкальных программ с CD-проигрывателей. Но я решил остановиться именно на этом варианте с расчётом на дальнейший подбор элементов под гитарные дела.

Внутренний перегруз особо не интересовал, поскольку все эти «жужжалки» на тот момент времени решительно и бесповоротно надоели. Нужен был именно канал чистого звука с максимально коротким звуковым трактом. Наверное, эта аудиофильская фраза к гитарному звукоусилению не относится. Но всё же я принял модификацию Борисова с драйвером на 6н9с без экспериментов с темброблоком в предварительном каскаде по типу Fender Deluxe Reverb, описание которого смотрите на форуме Guitarplayer. Очень дельное описание и знание схемотехники, перемотка транса – вообще честь и хвала. Но мой случай 2009 года подразумевал полное отсутствие каких-либо знаний и практического опыта по намотке выходных трансформаторов. Это значило, что размотанный транс навряд ли правильно и грамотно замотался бы обратно.

Выпрямление накального напряжения диодной сборкой у Борисова – это причуда аудиофилии: для уменьшения наводок и фона в предварительном каскаде. Просмотрев несколько схем Fender и Marshall, я нигде не встретил такого решения, решив оставить пусть и слабенькие по току накальные обмотки родного транса. Что касается последнего, то он рассчитан на 110 вольт. Как сейчас помню, на оптовке мне в придачу к усилителю дали ещё внешний понижатель напруги с 220 на 110 В. Не сложно догадаться: кроме трансформатора, предохранителя и индикаторной лампочки – в нём ничего особо и не было. Конструкторская задумка сама собой легка мне в голову, легко переместив силовой транс из внешнего адаптера в левую часть замысловатой совковой хлебницы.

Таким образом, фотоэлемент (ФЭУ) и лампа предварительного каскада 6ж7 были благополучно сняты с корпуса для использования внутреннего пространства под силовой транс. Все эти подробности, по правде сказать, оставались в забвении долгое время. Но как только я принялся писать эту статью, в памяти высвечиваются всё новые и новые нюансы тех далёких дней.

На передней панели корпуса появились два тумблера раздельного включения накала и анодки, и индикаторная лампочка. Держатель предохранителя как раз пришёлся в одно из отверстий на верхней панели.

Задняя панель хлебницы не претерпела особых изменений, разве что переменные резисторы обросли новыми ручками-клювами в стиле «ретро». Один из них по-прежнему использовался для уровня громкости, а второй крутился вхолостую, поскольку цепь тонкомпенсации каскада 6ж7 больше не существовала.

Кинап в сочетании с кабинетом «Eminence Cannabis Rex»

Я покрасил корпус вишневым акриловым аэрозолем, сквозь который всё равно немножко проступал серый цвет. Задумался о порошковой краске, но слишком много разговоров было бы на работе по поводу специальной камеры и времени, поэтому я сделал всё по-крестьянски дешево и сердито.

Электролиты, понятно дело, были все заменены на новые Jamicon’ы: один после дросселя в БП (на схеме ошибка – полярность перепутана, минус садится на землю), два в катодной цепи 6н9с и один таковой у 6п3с. Межкаскадные конденсаторы КБГ и БМТ, насколько не изменяет память, я оставил.  Но лучше их заменить на плёночные.

Анодное напряжение выходных 6п3с составляло примерно 350 В, драйвера 6н9с – 160 В. Вполне приемлемые значения, при максимально допустимой анодке в 400 В. Некоторые мастера пишут, что раскачиваться этот тетрод начинает только от 400 В. Но в этом случае пришлось бы подбирать номиналы и режимы работы – для первого знакомства с лампой – это чересчур. Поэтому я оставил всё как есть у Борисова.  

К счастью, заиграла переделанная киноустановка сразу и без нареканий. Ничего не шумело и не трещало. В принципе, качество звука меня устраивало. На комфортной громкости чистый звук полуакустической гитары «Greg Bennett» обладал всеми свойствами лампы: воздушный, объёмный, прозрачный и т.д. Честных 10 Вт мощности полностью хватает для озвучивания жилой комнаты и небольшой репетиционной базы. Человек с «Аудиопортала» после переделки выходного транса и повышения анодки увеличивал её до 35 Вт, что вполне осуществимо при наличии желания.

Пропустив гитару через внутренний преамп комбика «Ibanez TBX-30R», вновь спаянную хлебницу и подав сигнал на кабинет «Eminence Cannabis Rex», я услышал малость не тот формат перегруженного звука. Но это и понятно, ведь полуакустика не рассчитана на жёсткое ограничение. Разве только на лёгкий овердрайв под ритм-н-блюз.

В целом, это был своеобразный и бюджетный опыт ознакомления с советской и ламповой техникой в целом. Благо, всё обошлось без горящих элементов и ударов током, чего я побаивался, начитавшись и наслушавшись людей, причастных к технике подобного рода.

Alex Mashnev 670 21 июля 2018 года
Рейтинг: 4.5/5 - 2 голосов

Другие интересные статьи


Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Внешним видом «Кинап» лучше всего походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив там ручки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, где монтируются джековые разъёмы на вход и выход.

Read More

Замена ламп в усилителе

Замена ламп в усилителе

Как определить изношенность ламп в комбике, гитарном усилителе и аудио-аппаратуре? Признаки севших ламп, осмотр стеклянных колб. Тестирование, срок жизни ламп выходного и предварительного каскада. Многие начинающие гитаристы вовсе не знают, что лампы в комбике - это «расходный материал» со своим сроком службы.

Read More

Смещение ламп выходного каскада

Смещение ламп выходного каскада

Как установить ток покоя ламп выходного каскада? Какой тип смещения - автоматическое или фиксированное - звучит лучше? Peter Qvortrup, основатель компании «Audio Note» отвечает так: «Если хотите получить более высокую выходную мощность, то используйте фиксированное смещение, а если хорошее звучание — автоматическое».

Read More