Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя

Переделка Кинапа под гитарное звукоусиление

В 2009 году на омской оптовке мною был куплен экземпляр 1983 года, не такой древний, конечно, какие попадались авторам статей по переделке этой хлебницы для передвижной киноустановки. Но тем лучше было его техническое состояние. Электролиты же во всех экземплярах, доживших до сегодняшнего дня, одинаково мёртвые в 100 % случаев.

Моно вариант данного усилителя автоматически предопределил его дальнейшую судьбу. А именно, многочисленные переделки под гитарное звукоусиление. Внешним видом «Кинап» больше напоминает гитарную голову, нежели усилитель для прослушивания аудио. Можно на задней стенке разместить в заводских отверстиях регулировки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, которые безжалостно выкручиваются и выбрасываются на помойку. На их место ставится гетинаксовая пластина, в которой крепятся джековые разъёмы на вход и выход.

Схема доработанного лампового УНЧ 90У-2

Вариант доработанной схемы без обратной связи от омича Л. Борисова склонил на свою сторону доступным объяснением и понятной схемой. Она предназначается для озвучивания музыкальных программ с CD-проигрывателей. Более подробное описание смотрите на сайте «Magictubes».

Я взял за образец модификацию Борисова с драйвером на 6н9с без экспериментов с темброблоком в предварительном каскаде по типу Fender Deluxe Reverb, описание которого смотрите на форуме Guitarplayer. Мой случай 2009 года подразумевал полное отсутствие каких-либо знаний и практического опыта по намотке выходных трансформаторов. Это значило, что размотанный транс навряд ли правильно и грамотно замотался бы обратно.

Выпрямление накального напряжения диодной сборкой у Борисова – это причуда аудиофилии: для уменьшения наводок и фона в предварительном каскаде. Просмотрев несколько схем Fender и Marshall, я нигде не встретил такого решения, решив оставить пусть и слабенькие по току накальные обмотки родного транса. Что касается последнего, то он рассчитан на 110 вольт. Как сейчас помню, на оптовке мне в придачу к усилителю дали ещё внешний понижатель напруги с 220 на 110 В. Не сложно догадаться: кроме трансформатора, предохранителя и индикаторной лампочки – в нём ничего особо и не было. Конструкторская задумка сама собой легка мне в голову, легко переместив силовой транс из внешнего адаптера в левую часть "советской хлебницы". Таким образом, фотоэлемент (ФЭУ) и лампа предварительного каскада 6ж7 были благополучно сняты с корпуса для использования внутреннего пространства под силовой транс.

На передней панели корпуса появились два тумблера раздельного включения накала и анодки, и индикаторная лампочка. Держатель предохранителя как раз пришёлся в одно из отверстий на верхней панели.

Задняя панель хлебницы не претерпела особых изменений, разве что переменные резисторы обросли новыми ручками-клювами в стиле «ретро». Один из них по-прежнему использовался для уровня громкости, а второй крутился вхолостую, поскольку цепь тонкомпенсации каскада 6ж7 больше не существовала.

Замена электролитов и плёночных конденсаторов

Кинап в сочетании с кабинетом «Eminence Cannabis Rex»

Электролиты, понятно дело, были все заменены на новые Jamicon’ы: один после дросселя в БП (на схеме ошибка – полярность перепутана, минус садится на землю), два в катодной цепи 6н9с и один таковой у 6п3с. Межкаскадные конденсаторы КБГ и БМТ, насколько не изменяет память, я оставил.  Но лучше их заменить на плёночные.

Анодное напряжение выходных 6п3с составляло примерно 350 В, драйвера 6н9с – 160 В. Вполне приемлемые значения, при максимально допустимой анодке в 400 В. Некоторые мастера пишут, что раскачиваться этот тетрод начинает только от 400 В. Но в этом случае пришлось бы подбирать номиналы и режимы работы – для первого знакомства с лампой – это чересчур. Поэтому я оставил всё как есть у Борисова.  

К счастью, заиграла переделанная киноустановка сразу и без нареканий. Ничего не шумело и не трещало. В принципе, качество звука меня устраивало. На комфортной громкости чистый звук полуакустической гитары «Greg Bennett» обладал всеми свойствами лампы: воздушный, объёмный, прозрачный и т.д. Честных 10 Вт мощности полностью хватает для озвучивания жилой комнаты и небольшой репетиционной базы. Человек с «Аудиопортала» после переделки выходного транса и повышения анодки увеличивал её до 35 Вт, что вполне осуществимо при наличии желания.

Пропустив гитару через внутренний преамп комбика «Ibanez TBX-30R», вновь спаянную хлебницу и подав сигнал на кабинет «Eminence Cannabis Rex», я услышал малость не тот формат перегруженного звука. Но это и понятно, ведь полуакустика не рассчитана на жёсткое ограничение. Разве только на лёгкий овердрайв под ритм-н-блюз. В целом, это вполне бюджетный опыт ознакомления с советской и ламповой техникой.

Alex Mashnev 11090 21 июля 2018 года
Рейтинг: 4.1/5 - 8 голосов

Другие интересные статьи