Светомузыкальная установка СДУ для домашних вечеринок

Светомузыкальная установка СДУ

Светомузыка. Сколько потаенного волшебства таит в себе это слово. Музыка сама по себе – это замечательно. С развитием технологий появилась возможность добавлять к звучанию фонограмм световое сопровождение, основываясь на данных синестезии. Так называемый «цветной слух» предполагает наличие у определенной звуковой частоты своего цветового соответствия. Вспоминается автобиография Набокова, где он достаточно красочно описывает свой редкий природный дар. Но как понять, где всего лишь образность мышления, которой обладает каждый человек, и действительно музыкально-звуковая синестезия. В последнем случае должна быть определенная шкала соответствия тональности цветовому ралу, в чем обладатели редкого дара должны хоть немного совпадать друг с другом. А если каждый из таких уникумов показывает отличный от других результат, тогда получается и нет никакого общего «цветного слуха».

Вернемся к более земным формам. А именно: как собрать несложную схему светомузыкальной установки (СДУ) «своими руками»! Да будь проклято это ключевое словосочетание в поисковых запросах радиолюбителей самодельщиков. В 2002 году, собрав несколько эффектов для электрогитары, сколотив пару ящиков акустических систем и провозившись уйму времени над первой самодельной электрогитарой, я решил отвлечься от звука в сторону света. Обратившись за проектом светомузыки к наставнику Валерию, в скором времени получил ксерокопированные листы из какого-то советского радиожурнала типа «Юного техника» или «Моделиста-конструктора». Этот же человек снабдил меня всеми нужными номиналами. Дело оставалось только в изготовлении печатной платы и корпуса, пайке радиоэлементов и настройке каждого из трех каналов. Основной принцип данной ЦМУ: входной сигнал делится на высокие, средние и низкие частоты. Интенсивность светового потока каждого из каналов регулируется резистором.

Изготовление светодинамической установки

Я собрал корпус из трехслойной фанеры со скошенной лицевой стенкой для размещения патронов ламп накаливания, крутилок переменных резисторов и кнопки включения с подсветкой. Вся конструкция размещалась в одном компактном блоке, поскольку сделать полноценные рефлекторы мне не позволял скудный бюджет десятиклассника. Печатная плата изготавливалась методом прокорябывания фольги специально заточенным отрезком от полотна по металлу. К плате прикладывалась линейка, сверху полоска с плюсом питания, снизу – общий и минус, а все центральное пространство между ними – непосредственно обработка сигнала. Строгие симметричные линии, фольга на плате в первозданном виде, нет небольших протравок фольгированной поверхности, что часто случается при рисовании дорожек перманентным маркером. Это сейчас есть программа “Sprint Layout” и фоторезист при нанесении рисунка. До таких продвинутых методов, к сожалению, я так и не дошел. Впрочем, сейчас можно запросто заказать любую готовую плату у специализированного производителя.

Схема светомузыки из советского журнала

В качестве трансформатора питания был взят «ТВК-110ЛМ». Тиристоры КУ201 инсталлировались на гетинаксовую пластину, которая крепилась к задней внутренней стенке устройства. С одной лампой накаливания 100Вт на канал отпала необходимость радиаторов для отечественных тринисторов, так как значительная площадь их корпуса служит хорошим теплоотводом. На большие переменные резисторы СП-3 подошли хромированные ручки от катушечного магнитофона «Сатурн».

Для НЧ-канала была выбрана синяя лампа от советского медрефлектора, используемого для прогревания при простудных заболеваниях. В среднечастотный канал я купил желтую лампу Philips, а для ВЧ-канала покрасил красным цапонлаком обычную прозрачную лампу накаливания. Этот лак оказался не таким уж устойчивым к тепловым нагрузкам, и верхняя часть колбы всегда чуть поджаривалась. До сих пор не могу понять, почему в описании схемы и других подобных конструкциях обратная последовательность цветового соответствия: НЧ – красная лампа, а ВЧ – синяя. Всегда казалось, чем ниже звук – темнее свет и наоборот: самой высокий слышимый резонанс звучит максимально светлым тоном.

Схема цветомузыкальной установки ЦМУ

В качестве входного гнезда использовался старый добрый ОНЦ-5, он же DIN-5, он же midi разъем. Я сделал дополнительный разъем от выхода одного канала усилителя мощности в китайском кассетном магнитофоне “First”. Другой допканал был нагружен на самодельную колонку с достаточно крупным динамиком, что многократно улучшало звучание всей доморощенной системы.

Построенная совместными усилиями с Валерием светодинамическая установка радовала меня впоследствии долгое время. Спустя два-три месяца был собран ещё стробоскоп на лампе ИФК-120 и купленным в магазине нормальным отражателем. Данная СДУ умеет моргать каждым каналом в такт музыке. Бас-гитара и бочка выделяются НЧ-каналом, вокальное сопровождение подсвечивается, как правило, СЧ-каналом, а тарелочки и соло-гитара выделяются по ВЧ-спектру. Вот так простые RC-фильтры вкупе с двумя оранжевыми транзисторами КТ315Г могут творить чудеса в автоматической обработке звукового сигнала. Схема также выдает разную интенсивность свечения в зависимости от амплитуды: сильные по громкости звуки освещаются более интенсивно, чем слабые. Результатом данного устройства я был просто ошеломлен. Рок и металл звучал в комнате с весьма нехилым световым сопровождением. Для 16-летнего подростка такой опыт сборки исправно работающего устройства оставляет неизгладимые впечатления на долгие годы.

Схема светодинамической установки СДУ

К материалу прилагаются ксерокопии с описанием и настройкой сего девайса. При желании можно сделать четвертый фоновый канал, предназначенный для музыкальных пауз. Как только фонограмма заканчивается, помещение подсвечивается в фоновом режиме. Так и не дошли руки допилить эту фичу. Стоит отметить, что при изменении громкости на магнитофоне, нужно подстраивать чувствительность переменниками. Помнится, средняя крутилка всегда выручала в подобных ситуациях. Видать, она играет роль качелей в распределении уровней сигнала от согласующего трансформатора. Последний элемент играет роль гальванической развязки от предыдущего устройства – усилителя мощности. Это схемотехническое решение позволяет значительно упростить схему. Я встречал несколько подобных конструкций, где во входном каскаде используется микрофон с предусилителем на ОУ. Например, модулятор света под названием «Музыкальная радуга» французского инженера Эрве Кадино. Её преимущество состоит в полной автономности от УНЧ и отсутствии слабого шипения из динамика, едва слышимого в перерывах между песнями и тихих звуковых фрагментах.

Описанное устройство вполне под силу сделать начинающему радиолюбителю под руководством более опытного наставника. Результат и функциональность оправдывает себя на все 100%. Конечно, сейчас есть более мощные тиристоры, диодные сборки и множество готовых корпусов РЭА. Были бы деньги и желание собрать что-либо своими силами. DIY в эпоху цифровых технологий и гаджетов все больше становится диковинкой и странностью.

Alex Mashnev 373 30 марта 2019 года
Рейтинг: 4.3/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи


Гитарный кабинет 210, процесс изготовления

Гитарный кабинет 210, процесс изготовления

Помимо практического знания звуковых характеристик открытого и закрытого корпуса, и базового понимания резонансных свойств акустических систем, я мало что знаю о строительстве гитарных кабинетов. Поэтому полагаюсь на внутренний инстинкт и удачные образцы некоторых самодельных и промышленных вариантов.

Read More

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Fender Breadboard: разделочная доска Лео Фендера

Описание самодельного приспособления Лео Фендера для тестирования звукоснимателей собственного изготовления. Уникальный инструмент, подаривший нам классическое звучание многих гитар Fender. Словом «breadboard» также обозначают монтажные платы, использующиеся для разработки прототипов электросхем.

Read More

Беруши для музыкантов для сохранения слуха

Беруши для музыкантов для сохранения слуха

Лучшие способы защитить самое ценное имущество музыканта: ваши уши. Ларс Ульрих, например, страдает серьезным тиннитусом, и советует всем музыкантам думать об этом заранее. В статье мы рассмотрим лучшие способы защиты вашего слухового аппарата, независимо от того, любите ли вы концерты, музыкант или просто меломан.

Read More