Советская светомузыка на тиристорах КУ201

Светомузыкальная установка СДУ

В 2002 году, собрав несколько эффектов для электрогитары, сколотив пару ящиков акустических систем и потратив уйму времени над первой самодельной электрогитарой, я решил отвлечься от звука в сторону света. Обратившись за проектом светомузыки к наставнику Валерию, в скором времени получил ксерокопированные листы из какого-то советского радиожурнала типа «Юного техника» или «Моделиста-конструктора». Этот же человек снабдил меня всеми нужными номиналами. Дело оставалось только в изготовлении печатной платы и корпуса, пайке радиоэлементов и настройке каждого из трех каналов. Основной принцип данной ЦМУ: входной сигнал делится на высокие, средние и низкие частоты. Интенсивность светового потока каждого из каналов регулируется резистором.

Изготовление корпуса устройства из фанеры

Я собрал корпус из трехслойной фанеры со скошенной лицевой стенкой для размещения патронов ламп накаливания, крутилок переменных резисторов и кнопки включения с подсветкой. Вся конструкция размещалась в одном компактном блоке, поскольку сделать полноценные рефлекторы мне не позволял скудный бюджет десятиклассника. Печатная плата изготавливалась методом прокорябывания фольги специально заточенным отрезком от полотна по металлу. К плате прикладывалась линейка, сверху полоска с плюсом питания, снизу – общий и минус, а все центральное пространство между ними – непосредственно обработка сигнала. Строгие симметричные линии, фольга на плате в первозданном виде, нет небольших протравок фольгированной поверхности, что часто случается при рисовании дорожек перманентным маркером. Это сейчас есть программа “Sprint Layout” и фоторезист при нанесении рисунка. До таких продвинутых методов, к сожалению, я так и не дошел. Впрочем, сейчас можно запросто заказать любую готовую плату у специализированного производителя.

Описание радиодеталей и комплектующих

Схема светомузыки из советского журнала

В качестве трансформатора питания был взят «ТВК-110ЛМ». Тиристоры КУ201 инсталлировались на гетинаксовую пластину, которая крепилась к задней внутренней стенке устройства. С одной лампой накаливания 100Вт на канал отпала необходимость радиаторов для отечественных тринисторов, так как значительная площадь их корпуса служит хорошим теплоотводом. На большие переменные резисторы СП-3 подошли хромированные ручки от катушечного магнитофона «Сатурн».

Для НЧ-канала была выбрана синяя лампа от советского медрефлектора, используемого для прогревания при простудных заболеваниях. В среднечастотный канал я купил желтую лампу Philips, а для ВЧ-канала покрасил красным цапонлаком обычную прозрачную лампу накаливания. Этот лак оказался не таким уж устойчивым к тепловым нагрузкам, и верхняя часть колбы всегда чуть поджаривалась. До сих пор не могу понять, почему в описании схемы и других подобных конструкциях обратная последовательность цветового соответствия: НЧ – красная лампа, а ВЧ – синяя. Всегда казалось, чем ниже звук – темнее свет и наоборот: самой высокий слышимый резонанс звучит максимально светлым тоном.

Схема цветомузыкальной установки ЦМУ

В качестве входного гнезда использовался старый добрый ОНЦ-5, он же DIN-5, он же midi разъем. Я сделал дополнительный разъем от выхода одного канала усилителя мощности в китайском кассетном магнитофоне “First”. Другой допканал был нагружен на самодельную колонку с достаточно крупным динамиком, что многократно улучшало звучание всей доморощенной системы.

Построенная совместными усилиями с Валерием светодинамическая установка радовала меня впоследствии долгое время. Спустя два-три месяца был собран ещё стробоскоп на лампе ИФК-120 и купленным в магазине нормальным отражателем. Данная СДУ умеет моргать каждым каналом в такт музыке. Бас-гитара и бочка выделяются НЧ-каналом, вокальное сопровождение подсвечивается, как правило, СЧ-каналом, а тарелочки и соло-гитара выделяются по ВЧ-спектру. Вот так простые RC-фильтры вкупе с двумя оранжевыми транзисторами КТ315Г могут творить чудеса в автоматической обработке звукового сигнала. Схема также выдает разную интенсивность свечения в зависимости от амплитуды: сильные по громкости звуки освещаются более интенсивно, чем слабые. Результатом данного устройства я был просто ошеломлен. Рок и металл звучал в комнате с весьма нехилым световым сопровождением. Для 16-летнего подростка такой опыт сборки исправно работающего устройства оставляет неизгладимые впечатления на долгие годы.

Схема светодинамической установки СДУ

К материалу прилагаются ксерокопии с описанием и настройкой сего девайса. При желании можно сделать четвертый фоновый канал, предназначенный для музыкальных пауз. Как только фонограмма заканчивается, помещение подсвечивается в фоновом режиме. Так и не дошли руки допилить эту фичу. Стоит отметить, что при изменении громкости на магнитофоне, нужно подстраивать чувствительность переменниками. Помнится, средняя крутилка всегда выручала в подобных ситуациях. Видать, она играет роль качелей в распределении уровней сигнала от согласующего трансформатора. Последний элемент играет роль гальванической развязки от предыдущего устройства – усилителя мощности. Это схемотехническое решение позволяет значительно упростить схему. Я встречал несколько подобных конструкций, где во входном каскаде используется микрофон с предусилителем на ОУ. Например, модулятор света под названием «Музыкальная радуга» французского инженера Эрве Кадино. Её преимущество состоит в полной автономности от УНЧ и отсутствии слабого шипения из динамика, едва слышимого в перерывах между песнями и тихих звуковых фрагментах.

Описанное устройство вполне под силу сделать начинающему радиолюбителю под руководством более опытного наставника. Результат и функциональность оправдывает себя на все 100%. Конечно, сейчас есть более мощные тиристоры, диодные сборки и множество готовых корпусов РЭА. Были бы деньги и желание собрать что-либо своими силами. DIY в эпоху цифровых технологий и гаджетов все больше становится диковинкой и странностью.

Alex Mashnev 5716 30 марта 2019 года
Рейтинг: 4.5/5 - 4 голосов

Другие интересные статьи