Петля эффектов в гитарном комбике «Ibanez TBX-30R»

Ibanez TBX-30R - транзисторный гитарный комбо

Петля эффектов «send-return», как ни печально, редко когда встраивается в маломощные гитарные комбоусилители. Это правило начинает действовать от 30 Вт, и то не всегда. Как и было в моём случае с «Ibanez TBX 30R».

Первое время отсутствие данной фичи никак не напоминало о себе. До той поры, когда в моей маленькой домашней студии не появился ламповый оконечник и внешний кабинет с динамиком 12’. Тогда то и понадобился преамп в формате отдельного прибора, либо же внутренний в комбике.

Дилемма разрешилась по пути наименьшего финансового сопротивления, и обошлась мне в стоимость двух металлических джеков. О такой простой операции, как монтаж последовательной  петли эффектов, - я и собираюсь поведать в данной статье.

Внутри каждого комбика обычно есть две основные функциональные платы – предварительного и оконечного усилителя. Блок питания, как правило, размещается на плате оконечника. Он включает в себя совсем не много компонентов: диодный выпрямитель, батарея электролитов и плавкие предохранители. Схема преампа – это блок перегруза, эквализации и посыл на пружинный ревербератор. Платы преампа и оконечника соединяются между собой экранированным проводом с разъёмами по обеим сторонам. Визуально его очень легко увидеть в маленьких и средних комбиках, поскольку элементов там буквально несколько. Разбираете свой аппарат, заглядываете в него – и сразу всё видите.

Джековые разъёмы на шасси комбика Ibanez TBX-30R

Теперь надо подготовить рабочее место, сделать отверстия в корпусе под разъёмы и включить паяльник на прогрев. Я реализовал джековую панель в нижней стенке корпуса – как у некоторых ламповых аппаратов. Производить подключения таким образом, конечно, не очень удобно, зато джеки не выпирают из задней стенки, а запрятаны внутри кабинета. Хотя в «Ibanez TBX 30R» есть достаточно места для размещения тем или иным удобным способом.

В этот же ряд я поставил выход на дополнительный динамик, который тупо подпаивался к выходу мощника. Подключая первое время кабинет с динамиком «Eminence Cannabis Rex», радиатор выходной микросхемы начал нагреваться чуть сильнее прежнего, поэтому пришлось прикручивать дополнительный ребристый радиатор к скромной дюралевой пластинке (экономия серийного производства на лицо).

Последовательный разрыв в комбике

Итак, последовательный разрыв – это запайка выхода преампа на гнездо «send», а с гнезда «return» - на вход мощника. Только и всего. «Return» замыкается на «send», когда нет джека в его гнезде. Есть два ряда контактов у пластикового джекового разъёма и три контакта – у металлического (два сигнальных и один общий). Вооружившись мультиметром, можно их прозвонить и легко вычислить лепесток, который отключается от сигнального при вставке джека внутрь гнезда.

Вам также может понадобиться регулятор громкости внутреннего оконечника. Допустим, вы используете только преамп комбика, снимаете сигнал с посыла и подаете на ламповую голову (как было в моём случае) и затем – на отдельный кабинет. Тогда вам необходимо убрать громкость на комбике в ноль. Чтобы слушать звук только по ветке внешнего ампа и кабинета. Запаивается логарифмический переменный резистор сопротивлением 100 кОм после гнезда «return». С движка этого переменника сигнал поступает непосредственно на вход мощника.

Эту регулировку можно легко превратить в микс сухого и обработанного сигнала, получив тем самым параллельную петлю эффектов. Для этого крайний вывод переменника припаивается не на землю, а на разъём «send». Второй крайний вывод, соответственно, на разъём «return». Не трудно догадаться, что в среднем положении сигнал миксуется поровну от сухой (dry) и обработанной (wet) линии.

Петля эффектов Ibanez TBX-30R

По сути, этим регулятором можно контролировать микс двух веток усиления: внутренней и внешней. Меня это очень выручало, поскольку транзисторный ибанезовский амп казался плоской доской после ламп 6п14п. И ручка громкости на задней стенке комбика всегда оставалась убранной «в ноль» с того момента, как только там появилась. Между прочим, можно запросто использовать посыл на петлю эффектов и для домашней звукозаписи. Подключаете вход звуковой карты к разъёму «send» и имеете весьма сносное звучание гитары, вполне пригодное для дальнейшей обработки средствами музыкального софта.

Какие разъёмы запаивать: пластиковые или металлические? Абсолютно без разницы. Распространённое мнение: пластиковые более надёжные, поскольку лучше держат внутри себя сам джек. Но если у вас стационарный аппарат, когда вы воткнули джек в разъём и забыли о нём на год – тогда можно особо не запариваться. В моём усилителе на TDA7294 металлический разъём замечательно справляется со своими обязанностями с 2003 года. Хотя вру, однажды пришлось его заменить году в 2010 во время модернизации ампа, но только по причине изначальной косячности: сам патрон прокручивался, и отпадала земля.

В итоге мы увидели, что сделать разрыв на петлю эффектов – дело на полчаса, при наличии желания и прямых рук. А вам желаю убедиться в этом на собственном опыте.

15-07-2018 Alex Mashnev 13344

Рейтинг: 3.6/5 - 7 голосов

Другие интересные статьи