Петля эффектов в гитарном комбике «Ibanez TBX-30R»

Ibanez TBX-30R - транзисторный гитарный комбо

Петля эффектов «send-return», как ни печально, редко когда встраивается в маломощные гитарные комбоусилители. Это правило начинает действовать от 30 Вт, и то не всегда. Как и было в моём случае с «Ibanez TBX 30R».

Первое время отсутствие данной фичи никак не напоминало о себе. До той поры, когда в моей маленькой домашней студии не появился ламповый оконечник и внешний кабинет с динамиком 12’. Тогда то и понадобился преамп в формате отдельного прибора, либо же внутренний в комбике.

Дилемма разрешилась по пути наименьшего финансового сопротивления, и обошлась мне в стоимость двух металлических джеков. О такой простой операции, как монтаж последовательной  петли эффектов, - я и собираюсь поведать в данной статье.

Внутри каждого комбика обычно есть две основные функциональные платы – предварительного и оконечного усилителя. Блок питания, как правило, размещается на плате оконечника. Он включает в себя совсем не много компонентов: диодный выпрямитель, батарея электролитов и плавкие предохранители. Схема преампа – это блок перегруза, эквализации и посыл на пружинный ревербератор. Платы преампа и оконечника соединяются между собой экранированным проводом с разъёмами по обеим сторонам. Визуально его очень легко увидеть в маленьких и средних комбиках, поскольку элементов там буквально несколько. Разбираете свой аппарат, заглядываете в него – и сразу всё видите.

Внутренности Ibanez TBX-30R

Теперь надо подготовить рабочее место, сделать отверстия в корпусе под разъёмы и включить паяльник на прогрев. Я реализовал джековую панель в нижней стенке корпуса – как у некоторых ламповых аппаратов. Производить подключения таким образом, конечно, не очень удобно, зато джеки не выпирают из задней стенки, а запрятаны внутри кабинета. Хотя в «Ibanez TBX 30R» есть достаточно места для размещения тем или иным удобным способом.

В этот же ряд я поставил выход на дополнительный динамик, который тупо подпаивался к выходу мощника. Подключая первое время кабинет с динамиком «Eminence Cannabis Rex», радиатор выходной микросхемы начал нагреваться чуть сильнее прежнего, поэтому пришлось прикручивать дополнительный ребристый радиатор к скромной дюралевой пластинке (экономия серийного производства на лицо).

Последовательный разрыв в комбике

Итак, последовательный разрыв – это запайка выхода преампа на гнездо «send», а с гнезда «return» - на вход мощника. Только и всего. «Return» замыкается на «send», когда нет джека в его гнезде. Есть два ряда контактов у пластикового джекового разъёма и три контакта – у металлического (два сигнальных и один общий). Вооружившись мультиметром, можно их прозвонить и легко вычислить лепесток, который отключается от сигнального при вставке джека внутрь гнезда.

Вам также может понадобиться регулятор громкости внутреннего оконечника. Допустим, вы используете только преамп комбика, снимаете сигнал с посыла и подаете на ламповую голову (как было в моём случае) и затем – на отдельный кабинет. Тогда вам необходимо убрать громкость на комбике в ноль. Чтобы слушать звук только по ветке внешнего ампа и кабинета. Запаивается логарифмический переменный резистор сопротивлением 100 кОм после гнезда «return». С движка этого переменника сигнал поступает непосредственно на вход мощника.

Эту регулировку можно легко превратить в микс сухого и обработанного сигнала, получив тем самым параллельную петлю эффектов. Для этого крайний вывод переменника припаивается не на землю, а на разъём «send». Второй крайний вывод, соответственно, на разъём «return». Не трудно догадаться, что в среднем положении сигнал миксуется поровну от сухой (dry) и обработанной (wet) линии.

Петля эффектов Ibanez TBX-30R

По сути, этим регулятором можно контролировать микс двух веток усиления: внутренней и внешней. Меня это очень выручало, поскольку транзисторный ибанезовский амп казался плоской доской после ламп 6п14п. И ручка громкости на задней стенке комбика всегда оставалась убранной «в ноль» с того момента, как только там появилась. Между прочим, можно запросто использовать посыл на петлю эффектов и для домашней звукозаписи. Подключаете вход звуковой карты к разъёму «send» и имеете весьма сносное звучание гитары, вполне пригодное для дальнейшей обработки средствами музыкального софта.

Какие разъёмы запаивать: пластиковые или металлические? Абсолютно без разницы. Распространённое мнение: пластиковые более надёжные, поскольку лучше держат внутри себя сам джек. Но если у вас стационарный аппарат, когда вы воткнули джек в разъём и забыли о нём на год – тогда можно особо не запариваться. В моём усилителе на TDA7294 металлический разъём замечательно справляется со своими обязанностями с 2003 года. Хотя вру, однажды пришлось его заменить году в 2010 во время модернизации ампа, но только по причине изначальной косячности: сам патрон прокручивался, и отпадала земля.

В итоге мы увидели, что сделать разрыв на петлю эффектов – дело на полчаса, при наличии желания и прямых рук. А вам желаю убедиться в этом на собственном опыте.

Alex Mashnev 3374 15 июля 2018 года
Рейтинг: 3.7/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи


Виды медиаторов для гитары

Виды медиаторов для гитары

Выбор подходящего медиатора для игры на электро и акустической гитаре. Влияние толщины плектра на характер звучания. Современные медиаторы могут изготавливаться из всевозможных материалов: металла, кости, дерева, пластика. Последний материал является наиболее распространенным и дешевым.

Read More

Гитарный кабинет 210, процесс изготовления

Гитарный кабинет 210, процесс изготовления

Помимо практического знания звуковых характеристик открытого и закрытого корпуса, и базового понимания резонансных свойств акустических систем, я мало что знаю о строительстве гитарных кабинетов. Поэтому полагаюсь на внутренний инстинкт и удачные образцы некоторых самодельных и промышленных вариантов.

Read More

Основы пайки радиодеталей для новичков

Основы пайки радиодеталей для новичков

Знание паяльного ремесла открывает дверь в мир DIY-творчества, но есть некоторые советы по тому, как делать это наилучшим образом. Возможно, мы считаем само собой разумеющимся, что все знают искусство правильной пайки, но даже те из нас, кто паял годами, могут узнать что-то новое.

Read More