Исторически изначально появились однотактные схемы, которые применялись в ламповых радиоприёмниках, радиостанциях и телевизорах. Среди очевидных преимуществ однотакта можно выделить:
- максимально короткий тракт, абсолютный класс «А»
- одна лампа в выходном каскаде, не требуется подбор ламп в плече
- значительная вторая гармоника даёт певучий звук
- естественное соотношение между чётными и нечётными гармониками
Как ни странно, самый простой усилитель на однотактной схеме с лампами 6550 - стал последним собранным мною аппаратом. В инете была найдена схема с автосмещением и пентодным режимом работы выходного каскада. В драйвере стояла лампа 6SL7 фирмы Tungsol. Лампы для двух каналов и плёночные конденсаторы "Solen Fast Cup" заказывались из США на сайте tubedepot.com - который сейчас недоступен без VPN. Пришло всё примерно за месяц. Лампы бережно запакованы, всё в целости и сохранности. Выходные трансформаторы изготавливал сам на железе от промышленных ОСМ-0.25 по расчётам своего приятеля-инженера. В питании использовал уже проверенные ТА-201 и ТН-36, диодную сборку KBU и фильтрующие дроссели. Питание подавалось через стандартную схему раздельного включения накала и анодного напряжения. Монтаж всех сигнальных цепей выполнялся проводом МГТФ с содержанием серебра.
Звучание однотактного аппарата (single ended)
Первые впечатления от прослушивания однотакта – звуковая картина намного более детально прорисовывается по средним и высоким частотам. Струнные и духовые инструменты, распределение источников звука по панораме, артикуляция и объёмы – просто потрясающие. Можно услышать все детали звукоизвлечения у гитары и контрабаса. Скольжение пальцев по струнам слышно так, будто исполнитель сидит в метре от тебя. Этот аппарат как бы «допевает» музыкальный материал и привносит в окончательную аранжировку свой неповторимый почерк. Двухтакт же даёт больше панча и звукового давления по низам. Чего, как мне показалось, немного не хватает у однотакта. Но это можно исправить каким-нибудь предварительным усилителем после cd-проигрывателя.
Однотакты прекрасно воспроизводят звучание как симфонического оркестра, так и малые формы в виде камерной музыки и джаза. Словом, где требуется детальная прорисовка музыкальной картины и передача пространственного расположения источников звука – там своё назначение однотакты выполняют на все 100%.
Если же вы любитель рока и ритм-н-блюза, где нужен «панч» и звуковое давление – тогда смело выбирайте двухтактный вариант. За исключением тяжёлых стилей музыки: металла, трэша и разных «core». Для этих направлений подходят только транзисторные усилители. Поскольку объём и воздух, формируемые ламповой техникой, - абсолютно не нужны в стилях с «чёсовой» электрогитарой. Да и такого пространства в аранжировке тяжёлых направлений почти не встречается.