Режим ожидания Standby в ламповом усилителе

Можно ли повредить ламповый усилитель, не используя переключатель «Режим ожидания»? Время от времени таким вопросом задаются как гитаристы, так и аудиофилы. И почему эта фича есть не у всех ламповых аппаратов? Окунемся в историю и попытаемся найти истоки этой традиции.

Лампы существуют без малого уже 100 лет, в течение которых они находили применение в миллионах устройств: радиоприемниках, телевизорах, hi-fi технике, радарах, микшерских консолях, радиолокации – список можно продолжать бесконечно. Гитарные усилители остаются единственным ламповым девайсом, имеющим на борту переключатель Standby. Это довольно странно само по себе, но давно уже стало нормой, которую каждый гитарист видит на своем любимом ламповике. Но какую функцию выполняет этот тумблер и как его правильно использовать?

Fender Bassman shield

Итак, каждый ламповый усилитель для гитары имеет две кнопки включения: Power (напряжение накала - heaters) и Standby (высоковольтное анодное напряжение). Появление последнего остается по сей день загадкой, обусловленной скорее удобством пользования, когда музыканту необходимо приглушить звук на короткое время. Впервые Standby появился на Fender Bassman в середине 50-ых годов, когда Лео Фендер с коллегами увеличил его мощность с 26 до 40 Ватт. Этот переключатель просто подает высоковольтное напряжение на аноды. B + маркировка в принципиальных схемах США, HT – high tension – в Великобритании.

В старых технических учебниках, руководствах по радиотехнической подготовке часто говорится о «предварительном нагреве», что позволяет лампе достаточно прогреться перед включением анодки. Среди этой информации встречаются очень интересные исключения.

Техническое руководство RCA #4 сообщает: «Не следует подавать напряжение на аноды электровакуумных приборов, ртутных и газоразрядных ламп, до тех пор, пока накальные нити не прогрелись до нормальной рабочей температуры».

Merlin Blencowe, написавший книгу о разработке ламповых усилителей для гитары и баса, говорит: «Давайте скажем прямо: переключатель режима ожидания не продляет срок службы лампы, а скорее наоборот. Лампы не портятся от одновременного включения накала и анодного. Если бы Standby действительно продлял жизнь лампы, то мы периодически встречали бы подобные аргументы в справочниках радиолюбителей и другой литературы о лампах. Однако, такие доказательства полностью отсутствуют. В радиопередающих устройствах отдельная подача анодного и накального напряжения вообще не практиковалась. Тем не менее, в рекламных брошюрах по гитарным усилителям часто описываются предполагаемые эффекты включения кнопки Standby только спустя 3-5 минут после нажатия на кнопку Power. Неудивительно, как такие мифы быстро распространяются».

Если в экспертных статьях прямо пишется, что совсем не нужно предварительно нагревать накалы, зачем тогда Лео Фендер поставил такой переключатель на свой амплифаер?

Одна из теорий состоит именно в необходимости приглушения звука в перерывах между игрой. Поскольку новое включение подразумевает примерно 7-10 секунд прогрева до появления звука в динамике. Нужно было сделать более быстрый и безопасный способ реализации режима Mute, нежели горячее переключение на 400 вольт. Другое дело, что Bassman 5E6 впервые в гитарном звукоусилении использовал сопряженный с постоянным током катодный повторитель, который мог вызвать искрение катодной решетки в случае плохого прогрева. Довольно редко, но такое могло произойти.

Кроме того, возможность отключения анодного напряжения невероятно полезна при настройке схемы и диагностике неисправностей. Вероятно, это оценили инженеры Fender и решили использовать переключатель во всех серийных моделях.

Marshall amplifier

Все мы знаем, что Маршалл практически скопировал схему Bassman для своего JTM45. Вслед за ними тумблер режима ожидания начали добавлять на свои модели VOX, Gibson и многие другие бренды. Довольно быстро этот простой переключатель стал частью традиции гитарного усилителя, к большому разочарованию многих разработчиков.

Нужно ли его обязательно использовать? Совсем нет. Ваш усилитель будет прекрасно работать и без него. Пользуйтесь им, как следует из названия, для перевода усилителя в режим ожидания на короткое время. Например, во время выдергивания джека гитары из гнезда Input.        

Alex Mashnev 457 22 декабря 2019 года
Рейтинг: 4.3/5 - 3 голосов

Другие интересные статьи


Обзор гитарного комбика Boss Katana-50 MKII

Обзор гитарного комбика Boss Katana-50 MKII

В 2016 году японский производитель эффектов Boss выпустил линейку транзисторных усилителей Katana с цифровым блоком эффектов. В числе моделей второго поколения MKII представлен вот этот сравнительно небольшой 50-ваттный комбоусилитель с 12 дюймовым динамиком кастомного производства. Также была доработана секция эффектов до пяти вместо трех.

Read More

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» 12-string Acoustic Guitar

«Reghin Romania» – именно такое словосочетание было написано красными буквами на жёлтом наполовину оборванном листке внутри 12-струнной любопытной гитары. Она досталась мне в далёком 2000 году и была сильно потрёпана временем: треснутая верхняя дека, отсутствие двух колков и т.п.

Read More

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

Кабинет для электрогитары на динамике Eminence

«Мощная стена звука, идущая из кабинета 4/12 – мечта каждого рок-гитариста», - эту крылатую фразу можно встретить на страницах многих изданий по тематике музыкального оборудования. Она прочно запала мне в душу наряду со многими другими фетишами «гитаризма» и легла в копилку полезных идей для воплощения в будущем.

Read More